Казалось бы, в преддверии Нового года большинство вопросов, поступающих от горожан в редакцию «ГиГ» и музейно-выставочный центр, будут именно об этом всеми любимом празднике и его атрибутах. Ан, нет, палитра оказалась неожиданно разнообразной. Порой в поисках разрешения поставленных вами, уважаемые читатели, задач приходилось проводить настоящие исторические расследования: работать с документальными источниками, опрашивать десятки наших земляков - ветеранов, старожилов города. Но дело того стоило.
ИМЯ ПЕВЦА АЛЕКСАНДРА ГРАДСКОГО СЕЙЧАС НА СЛУХУ, И ЭТО СВЯЗАНО С ПРОЕКТОМ «ГОЛОС». А В НАШЕМ АТОМГРАДЕ ГРАДСКИЙ БЫВАЛ?
К счастью, да. Его сольный концерт в двух отделениях проходил в профсоюзном, Горно-химического комбината, Доме культуры им. 40 лет Октября в конце семидесятых годов (не то в 78-м, не то в 79-м – точнее установить не удалось).
Певец приезжал не один, а вместе с ленинградским вокально-инструментальным ансамблем, и потому на концерте звучало много музыки. ВИА, в частности, аккомпанировал Александру Градскому, когда тот исполнял фрагменты знаменитой в те времена отечественной рок-оперы «Алые паруса». В репертуаре также были хиты «Джоконда», «Баллада об Аю», «Песня о совести», «Жил был Я», «Признание», «Ничей». По просьбе горожан Градский исполнил «Яростный стройотряд» и «Как молоды мы были».
Бывший сотрудник ГРЗ Александр Годанов, выстоявший солидную очередь в кассу и приобретший вожделенный билет на концерт на 4 место в 20 ряду партера, вспоминает, что, как и многие зрители, был потрясен, когда Градский смело исполнил со сцены некую почти хулиганскую и политически опасную песню, в которой слово «иностранцы» рифмовалось с «засранцы». Правда, это второе словечко певец вслух не проговорил, а лишь сделал перед ним паузу и пропел мелодию. Но зал принял участие в «игре с хоровым ответом», сопроводив ее аплодисментами.
Другой горожанин рассказал, что во время концерта некая дама решила на халяву посмотреть выступление Александра Градского из… суфлерской будки. Она расположилась под сценой, приподняла крышку и лицо ее оказалось почти у ног певца. И все бы ничего, но зрительница была эмоциональна: бурно реагировала на выступление артиста, пыталась ему подпевать. И Градский не выдержал. Он сварливо попросил гражданку не заглядывать ему в рот и «прикрыть точку обстрела». Что и было выполнено.
КАК ДАВНО У НАС В ЗАТО ПОЯВИЛАСЬ СВЕТОРЕКЛАМА?
Ответ знает почетный гражданин города Виталий Николаевич Коробейников. Он поведал, что это произошло в начале шестидесятых годов прошлого столетия. По заказу горисполкома в Красноярске изготовили необходимое электрооборудование и текст, разъясняющий, где советским людям должно хранить свои сбережения. Разместили его на домах 17 и 19 по улице Ленина.
Своя мастерская по изготовлению светорекламы и светового оформления улиц в Красноярске-26 появилась после передачи в 1963-64 годах «Энергоуправления» с баланса ГХК в горисполком. Начальником его и стал В.Н. Коробейников. В середине 70-х годов во время поездки в Латвию он залюбовался вечерним световым оформлением улиц. И, вернувшись в город, предложил использовать у нас опыт союзной республики. По неясным причинам поддержки идея не нашла. И тогда на свой страх и риск в светомастерской подготовили световые эмблемы: голубь мира над земным шаром. Они украсили фонарные опоры на улице XXII партсъезда и вызвали одобрение горожан.
Что касается судьбы световой рекламы, то она была сведена к лозунгово-плакатному типу: «Миру – мир!», «Пешеходы и водители – будьте взаимно вежливы», а также теме пожарной безопасности. Какую и где расположить, определяли главный архитектор города Л.И. Кузнецов и главный художник В.А. Григорьев. Основополагающими стали улицы Ленина, Свердлова и Андреева.
ВЕРНО ЛИ, ЧТО КОГДА-ТО В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ БЫЛО СТОЛЬКО КОМАРОВ И МОШКАРЫ, ЧТО ДАЖЕ ПО УЛИЦАМ НЕ ПРОЙТИ? НЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ЛИ ЭТО?
Это историческая реалия, объяснимая тем, что город и предприятия закладывались в глухой тайге, где было немало ручьев, мелких речушек, заболоченных мест. Ветеран города Григорий Иванович Мизев, приехавший сюда к месту службы 29 октября 1954 года, в своей книге воспоминаний «Пасека» описывает, что когда солдаты выходили играть в футбол, им выдавали накомарники – иначе гнус залеплял глаза и не давал дышать.
Галина Васильевна Вишневская, прибывшая в 1956 году в Красноярск-26 по комсомольской путевке из Москвы, рассказывала, что однажды, когда она с подругами-строителями пошла в кинотеатр «Родина» на танцы, в районе пересечения нынешних улиц Свердлова и Маяковского на них вдруг опустилась огромная черная туча мошкары. Девчата не знали, как от нее отбиться, не видели, куда бежать, не могли кричать. И когда через несколько минут это «облако» так же неожиданно вдруг снялось и улетело, они были настолько искусаны, что пришлось вернуться в общежитие.
ЕСТЬ ЛИ В МУЗЕЕ ШПИОНСКИЙ РОМАН СИДНИ ШЕЛДОНА «РУХНУВШИЕ НЕБЕСА», О КОТОРОМ ВЫ РАССКАЗАЛИ В «ГиГ»?
Рекомендуем два источника: городская библиотека им.Горького и ее филиалы и интернет.
Думаем, для горожан будет небезынтересной и книга «Сыны грома», авторства нашего земляка Анатолия Грешилова. Заслуженный архитектор РФ и член Союза архитекторов России умело вплетает в вязь повествования знакомые каждому железногорцу городские достопримечательности. Пляж, полуротонду, подковообразную площадку лестничного спуска, улицу Парковую. Именно там обосновался «сюр с остановкой времени», балуют «голосовые перевертыши-палиндромы» и т.д. (рассказ «Последний день вакаций»). В другом сочинении «Мифы Кантатской долины» автор повествует о вполне достоверных исторических фактах: топогеодезической экспедиции Жукова в район Атаманово 1949 года, прибытии 20 августа в район Додоново парохода «Мария Ульянова» со стройбатом подполковника Курносых. Только вот данные эти непостижимым и таинственным образом связаны со шпионской деятельностью агента «Шило», отправляющего шифрованные радиограммы о подготовительных работах по реализации атомного проекта, условно именуемого русскими «Теллур-120». Догадываетесь, про что речь?
ГОВОРЯТ, ПОД НОВЫЙ ГОД СЛУЧАЕТСЯ ВСЯКОЕ… К НАШЕМУ ГОРОДУ ЭТО ТОЖЕ ОТНОСИТСЯ?
Безусловно. Старожилы помнят, как 31 декабря 1979 года в городе резко потеплело. Открытие городской елки у парка проводили под проливным дождем. Микрофоны ведущих били током. Дед Мороз насквозь промочил валенки и обещал смеющимся детям и взрослым, что завтра распустятся подснежники. Для сравнения: в этот же день в Минске (Белоруссия) было минус 42.
Другой любопытный факт из воспоминаний ветерана города К.Н. Хохловой. «На площади перед ДК установили елку, мы встречали Новый 1962 год, – рассказала она. – Я эту елку хорошо запомнила, так как пока я ее разглядывала, у меня с головы сорвали шапку».
Еще один казус: подвыпивший молодой человек в костюме Деда Мороза пообещал даме сердца достать с неба звезду. Но полез отчего-то на городскую елку все перед тем же ДК. До звездной верхушки не добрался, потому что начал путаться в проводах электрогирлянды, да и ствол дерева к вершине оказался тонковат. У точки старта его, понятно, встретили не только друзья, но и стражи порядка. Событие это датируется 1965 годом.
31 декабря 1969 года, по рассказу заслуженного работника культуры Г.А. Марченко, подарило горожанам первый Новогодний бал в ДК. Длился он с 22 часов до 4 утра нового дня. На обоих этажах в холлах, гостиных, фойе, буфете были накрыты праздничные столы на 320 человек. Дедморозил Борис Тимофеев, Снегурочкой была Нина Оглезнева – артисты театра оперетты. Концерт подготовили самодеятельные коллективы: эстрадный оркестр под руководством Владимира Злотенко и оркестр народных инструментов под руководством Вячеслава Притчина. Танцевали под ВИА, название которого, к сожалению, запамятовалось.
А с 1972 года начались театрализованные новогодние представления на крышах входных касс ПКиО и в дни каникул – на крыше зимнего помещения зоосада.
Наталья АЛТУНИНА, зав. научно-исследовательским отделом МВЦ