В середине декабря в телепрограмме «Информ-Экспресс» вышел сюжет о новорожденном, от которого отказалась мать. Женщина оставила ребенка в роддоме, написав единственную фразу: «Не нужен». «Возможно, кто-то из железногорцев захочет усыновить крошку?» - обратились к горожанам по телевизору сотрудники детского стационара. Через некоторое время эта история получила неожиданное продолжение.
Как сообщила журналистам главный внештатный педиатр КБ-51 Ольга Ботяновская, ежегодно детское отделение стационара КБ-51 становится временным пристанищем для 20-22 детей в возрасте до 4 лет. Пока не решена их судьба, они находятся в статусе «без попечения родителей». Часть малышей после воспитательной работы с горе-мамашами вернут в семьи. Остальным уготована печальная участь социального сироты – их отправят в Дом ребенка. Число младенцев, оставленных прямо в роддоме, каждый год примерно одинаковое - 3-5 человек. В 2014 году «отказников» тоже было четверо.
Кроха, рожденный в декабре, и стал героем теленовостей. Малыш, по словам медиков, появился на свет здоровым, хорошо кушал и прибавлял в весе. Мама социально вполне благополучная, не бомж, не безработная. Но почему же ребенок оказался не нужен? Ответы на данный вопрос разнообразны – экономический кризис, несчастная любовь, наличие других детей, страх и так далее. Это не ново. Печально, что очереди на усыновление детей впервые за много лет в Железногорске нет, поэтому медики и обратились за помощью к журналистам.
На следующий день после выхода новостей в отделе по делам семьи и детства администрации ЗАТО раздался звонок – на другом конце провода была мать малыша, она сказала, чтобы дитя никому не отдавали. Мол, она его заберет сама. Начальник отдела по делам семьи и детства Галина Вершинина подтвердила «ГиГ» эту информацию. Однако спустя полторы недели после высказанного желания вернуть ребенка, женщина в опеке не появилась, а мальчик по-прежнему находился в стационаре. Поэтому социальная служба продолжила необходимую в таких случаях процедуру – предлагать забрать ребенка ближайшим родственникам матери.
- Если родные не захотят взять мальчика, то через месяц его переведут в краевой дом малютки, - пояснила «ГиГ» Галина Исааковна в конце декабря.
Семейное право – штука тонкая, очень много нюансов. Например, по закону отказаться от ребенка нельзя: младенец - это не вещь. Тем не менее, женщина может написать заявление и оставить новорожденного в роддоме. Эта процедура нормативными актами не регламентирована, не предусматривается за отказ от ребенка и ответственность (кроме тех случаев, когда он повлек за собой негативные последствия). Заявительница, по сути, дает согласие на лишение ее родительских прав и подтверждает: она осознает, что ребенка ей уже никогда не вернут. Но это не означает, что прав на дитя она лишается мгновенно. Сначала отказное заявление передают в органы опеки и попечительства, после чего ребенок переводится в отделение новорожденных детской больницы, а потом - в дом малютки. В течение 6 месяцев мать может изменить свое решение и забрать ребенка. Если этого не происходит, то малыша могут отдать в другую семью на воспитание или усыновление.
То есть женщине дается шанс все исправить. Только нужно помнить, что оговоренное законом время, после которого мать лишают родительских прав, не является препятствием для людей, пожелавших усыновить ребенка раньше этого срока. Случаев, когда приемные родители забирали младенцев, которым несколько дней от роду, достаточно. И вот тогда обратного пути уже нет – биологическая мать уже не может вернуть свое дитя. Персональные данные малыша, переданного в новую семью, полностью меняют. Даже дату его рождения.
Прогнозировать, как сложится судьба маленького железногорца, Галина Вершинина в конце декабря не рискнула. Но уже в первые дни нового года «ГиГ» узнал, что малыша из стационара все-таки забрала родная мать. Видимо, это решение молодая женщина приняла под влиянием общественного мнения – после выхода сюжета город активно обсуждал эту тему. Правда, проявившиеся эмоции жительницы Железногорска, считают психологи, серьезно повышают риск повторного отказа от ребенка. Такое, к сожалению, в нашей жизни бывает тоже.
Марина СИНЮТИНА