Если встретите их, поклонитесь подвигу целого города.
Накануне у монумента «Ника» на площади Победы традиционно встретились представители общества блокадного Ленинграда, администрации ЗАТО, Совета ветеранов, общественных организаций для того, чтобы почтить память о бессмертном подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны и возложить цветы к монументу Победы.
О Великой Отечественной не знаем почти ничего
Книгу «Был город-фронт, была блокада» мне в детстве прислала из Москвы бабушка. Много стихов Ольги Берггольц, много фотографий, и очень много дневниковых записей. Я вырос с этой книгой и до сих пор достаю ее с полки. Чтобы еще раз увидеть фото разделочной доски с выжженной на ней надписью «на доске мы резали хлебушек».
Как учитель истории я отлично знаю, что о Великой Отечественной мы не знаем почти ничего. Нет, даты начала и окончания войны остаются на месте, а вот содержание… Содержание многих событий, да и сами события для нас скрыты. Мудрые англичане важные документы закрывают в архив на 100 лет. Считают, что только через три поколения люди могут знакомиться с ними. Современники слишком сопричастны, помните - «врет, как очевидец»? Второе поколение знает наизусть рассказы отцов, третье еще помнит дедов и только четвертое может дать взвешенную оценку прошедшему.
С момента начала войны прошло 74 года. И потому мы еще дергаемся, когда малоумные люди спрашивают вслух: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» И я дергаюсь. Может быть, потому что в детстве прочитал нужную книгу. Потому что трудно и тяжело отношусь к кабинетным «исследователям», которые с лупой разглядывают карту, а потом заявляют: «Блокады Ленинграда не было! Смотрите, вон сколько земли вокруг города не занял противник». Другие уголком на листочке делят-умножают-вычитают, а потом говорят: «Хваленая советская авиация за 3 месяца привезла в город продовольствия на 2 дня»!
Подобных «исследователей» сейчас пруд пруди. Они готовы поверить в то, что 40 дивизий немцев, испанцев, финнов ТРИ ГОДА стояли под городом, потому что им запрещено было его брать! Директиву Гитлера №1601 от 22 сентября 1941 года, в которой черным по белому сказано: «стереть город с лица земли», а про его жителей: «мы не заинтересованы в сохранении населения» - объявили советской фальшивкой. У меня нет слов для этих людей и нет ключей к тайнам Великой Отечественной. Я просто знаю, что была война. Были подонки и праведники. Были дети, отдававшие последний хлеб могильщикам, чтобы те похоронили их близких. И был товарищ Жданов, который хорошо питался в Смольном. Был подвиг, который не по уму многим нынешним россиянам, а подвиг на Руси всегда измерялся мученичеством. Знаю, что город не сдали, что вынесли все. Свидетелей этому героизму почти не осталось.
Михаил МАРКОВИЧ