Десять железногорских педагогов и сотрудников от образования отправились с 25 января по 4 февраля на стажировку в рамках проекта «Школа Росатома» в Швецию и Финляндию. Железногорская делегация оказалась самой многочисленной - треть от общего числа. Педагоги 103 лицея Гелена Дубровская, Богдан и Марина Ковель, участвовавшие в поездке как победители проекта, рассказали «ГиГ», что представляет собой система образования в северной Европе, считающаяся лучшей в мире.
Ненаглядное пособие
Общая черта как финского, так и шведского среднего образования - его прикладной характер. Большую часть программы дети проходят именно на практике, а не в сухой теории, это главное отличие от российской системы. Все предметы интегрированные, нет строгого разграничения - считаем только на математике, рисуем на ИЗО, а декламируем на литературе.
- Заходим мы в класс, там дети лепят мордочки первобытных людей, их шалаши, какие-то орудия труда и т.д., - вспоминает Марина Юрьевна. - Первая мысль, что мы на уроке изобразительного искусства. А потом смотрим: на столе учебник истории. И ребенок одним глазом параграф читает, пока лепит!
Та же картина на математике - ученики параллельно с изучением теоретического материала строят башни, пирамидки и кубики. Детям наглядно объясняют значение тех или иных формул, вместо того чтобы бездумно их заучивать.
Наглядность - ключевое слово. В Швеции даже есть особое направление - природное образование. Детей вывозят на природу, и там они чаще в игровой доступной форме изучают и математику, и химию, и биологию, и родной язык. При этом ребенок буквально переживает весь пройденный материал на собственном опыте, пропускает его через себя и усваивает совершенно на другом уровне. Мир воспринимается целостно, и не возникает вопросов вроде «Зачем мне в жизни сдалась эта химия или физика?» Вот, к примеру, одно из «природных» заданий по литературе. Берется газета, мнется и бросается в костер. Потом ее достают обратно, тушат, делят на кусочки, и каждому ученику вручают фрагмент с уцелевшим текстом. Из этих слов нужно тут же сочинить историю и рассказать остальным. А вам слабо?
Проще не значит хуже
Наши соотечественники по праву гордятся российским образованием – еще бы, ведь наши пятиклассники уже решают уравнения и решают примеры на проценты, в то время как европейские только-только складывать-вычитать-умножать научились. Мы, конечно, сильно утрируем, но суть примерно такая. Тем не менее, специалисты на Западе вырастают ничуть не глупее, чем здесь. Как так получается?
До 6 класса оценок в финской школе не ставят совсем - только хвалят за то, что у ребенка получается, и не ругают за неудачи. Нет оценочного восприятия учеников, как в России - этот отличник, а этот троечник. И дети, что самое удивительное, действительно любят ходить в школу, им там куда интереснее, чем дома или на улице. Получается затянувшаяся началка.
- Я посмотрела тетрадь по математике 9-классника, а там темы, которые наши ребята в 6-7 классе изучают, - рассказывает Гелена Дубровская. - Мы поинтересовались у директора школы, а как же качество образования? Кто же тогда идет в инженеры или ученые, как можно вообще с такими знаниями поступить в вуз?
Директор финской школы пояснил: да, до 9 класса финская программа действительно облегченная по сравнению с российской. Но если ребенок дальше идет в гимназию или высшую школу (по-нашему, в старшие классы. – авт.), то там он всю оставшуюся программу интенсивно изучает за два года, но уже осознанно и целенаправленно. Таким образом, к окончанию школы русские с финнами приходят к одному результату с точки зрения освоенной программы. После 9 класса, что примечательно, в Финляндии нет государственных испытаний, школы по своему усмотрению экзаменуют учеников, и никакие органы этот процесс не контролируют, в этом просто нет необходимости. В гимназии и колледжи поступление свободное, ребенок со слабой успеваемостью просто не продержится там дольше месяца, не справится с нагрузкой. Экзамены проводятся только для поступления в вузы.
Сантехник - это мачо!
Но кому-то не нужны ни гимназии, ни вузы, а вполне достаточно упрощенных 9 классов. Железногорские педагоги узнали, что как минимум половина учеников финской школы мечтает получить рабочую специальность. Там это считается престижным. Соответствующее отношение прививается с малых лет, дети знают, что любой труд, даже низкоквалифицированный, нужен обществу и полезен.
- В Хельсинки мы наблюдали, как два молодых человека промывали из шлангов трамвайные рельсы от камешков и песка, - говорит Марина Ковель. - Высокие, улыбчивые, в красивой опрятной спецодежде. Они выполняли свою работу с таким достоинством, словно это самое важное и ответственное дело на Земле!
Положительный образ рабочего формируется в СМИ и кино - европейский сантехник обязательно красивый, статный, его приходу в любом доме рады, как празднику, а одинокие домохозяйки влюбляются в него без памяти. Для сравнения сложившийся в голове целых поколений образ российского сантехника - вечно пьяного, оборванного, грубого, испачканного по локти, сами понимаете чем. И то, и другое - просто растиражированный образ, влияющий на мировосприятие целой нации.
- В финской семье не считается зазорным, если папа инженер, а сын почтальон, - отмечает Богдан Ковель. - В любом случае оба они получают практически одинаковую зарплату, имеют достойное жилье и уважаются в обществе.
Швеция вседозволенная
В Финляндии много эмигрантов, и вся образовательная система в стране построена на воспитании из этого этнического, ментального и языкового многообразия настоящих финских граждан. Школа бесплатная, государственная, берут туда абсолютно всех детей, независимо от цвета кожи и разреза глаз. Иностранцы изучают по четыре языка - и на каждом впоследствии свободно общаются! Шведский и финский обязательны как государственные, дополнительно идет английский. Все без исключения дети эмигрантов учат еще и родной язык: русские - русский, турки - турецкий, даже для одного единственного сенегальца школа находит и нанимает сенегальского педагога. Отношения между учениками и учителями в Финляндии дружеские, но при этом очень уважительные - границы дозволенного обозначены достаточно четко.
В Швеции картина другая. Железногорских педагогов неприятно поразили чересчур свободные нравы молодежи. На одном уроке под окном бегали мальчишки, заглядывали в класс, что-то кричали, строили рожицы и махали руками. Реакция учителя: улыбнулся прогульщикам и как ни в чем не бывало продолжил урок. На место нарушителей порядка никто не поставил. В следующем классе уже другая картина: старшеклассники сидят практически на коленках друг у друга, мальчики и девочки чуть ли не целуются прямо на уроке, а учитель опять же не говорит по этому поводу ни слова. Шведским коллегам, в отличие от финских, не удалось соблюсти тонкую грань между свободой и вседозволенностью. Вот где дети давно сели на шею взрослым! Результат такого воспитания налицо.
- Иду я по улице, вижу шведа - вроде взрослый, солидный мужчина в дорогом пальто с аккуратной рыжей бородой, - вспоминает Богдан Анатольевич. - Стоит в двух шагах от урны и чистит апельсин прямо на тротуар. Я шутя ему заметил: «Ай-ай-ай, как нехорошо!» Реакция была бурная, он резко повернулся и закричал (по-английски. – авт.): «Ты что, полицейский? Какого черта ты делаешь мне замечание?»
С чего начинается Родина?
При всех достоинствах финского образования, признанного лучшим в мире, минусы есть и у этой системы. Как признался директор школы в Хельсинки, наибольшее внимание уделяется тому, чтобы выучить всех без исключения и подтянуть слабых до общего уровня. А вот заниматься с детьми одаренными у школы уже не остается ни времени, ни сил. Поэтому практически каждый ребенок после учебы посещает какой-нибудь специальный центр - аналог наших учреждений допобразования.
Железногорские педагоги признают, что узнали много полезного и интересного, но на местную почву перенести опыт зарубежных коллег пока не рассчитывают. Нет, инициативы у наших учителей на 10 финнов хватит, дело не в этом. Просто все, что выгодно отличает финскую систему - отношение к образованию государственной власти. Хотите творить, развивать, устраивать театры, мастерские и т.д.? Все необходимое обеспечим, оплатим, только занимайтесь детьми! Бюрократия сведена к минимуму, а чиновники от образования - слишком малочисленный класс, чтобы глобально влиять на школьные процессы. Хотя, если бы не бесконечное преодоление трудностей, может, и не было бы тех результатов в сфере образования, которыми так гордится Железногорск.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Это интересно:
*В столовой финской школы шведский стол, каждый набирает еды, сколько хочет, а если не справляется со своей порцией - посуду у него не принимают, пока все не доест. Такая система приучает к ответственности, а еще, в отличие от российских школ, никогда не остается еды на выброс.
*При всей демократичности к иностранным языкам, к родной речи финны относятся очень трепетно. Они скорее придумают новое слово, чем позаимствуют его из английского.
*В Финляндии каждому ребенку с 8 месяцев по заявлению родителей обязаны предоставить место в детском саду. Если вдруг мест не хватает, создаются дополнительные: выделяются площади, нанимаются воспитатели. Все это обеспечивает государство. Детсады платные, но, как и в России, существуют льготы для малообеспеченных.