Трудовые династии в нашей стране всегда пользовались почетом и уважением. Дети, идущие по стопам своих родителей, не питали иллюзий относительно избранной профессии, поэтому редко разочаровывались в ней. Так произошло и в семье Льва Берсенева, 15 лет отдавшего охране правопорядка Железногорска. Сегодня в УМВД работает его дочь Мария.
Когда у кадрового военного Берсенева в 1990 году родилась дочь, он и предположить не мог, что станет работать в органах внутренних дел, а его повзрослевший ребенок решит повторить его профессиональный путь. Берсенев всегда мечтал быть военным и после школы поступил в Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники. Служил в армии до 1995 года, вышел на пенсию и вернулся домой в Железногорск. Как-то случайно зашел в отделение милиции, где ему предложили работать дознавателем.
- Специального образования у меня не было, - вспоминает Лев Васильевич. – В армии занимался радиоразведкой, а в милиции пришлось расследовать уголовные дела. А я ведь даже УК от УПК в то время не отличал. Начальником отдела дознания была Светлана Антропова (сейчас она федеральный судья). Светлана Алексеевна и помогла мне освоить новую профессию. Коллектив у нас был дружный, люди интересные. Думаю, я в милиции остался из-за этого.
Поскольку органы дознания расследуют преступления небольшой и средней тяжести, санкция уголовных статей которых до 3 лет лишения свободы, то дознавателю Берсеневу приходилось работать с ворами и грабителями, также с хулиганами и домашними тиранами. Это сегодня побои и нанесение легких телесных повреждений подследственные мировому суду, а раньше именно дознавателям приходилось разгребать семейные скандалы. Дела этого характера сотрудники не любили, поскольку на них тратилась уйма сил и времени, как правило, впустую.
- Всегда было сложно доказать, что муж избил жену, если все происходило без свидетелей, - вспоминает Лев Берсенев. - Но даже если нам удавалось получить показания очевидцев, то женщина обычно через несколько дней прощала своего непутевого супруга и забирала заявление. Сегодня это сделать уже не удастся - примириться теперь можно только в суде. Как известно, из-за домашней тирании страдают в основном представительницы слабого пола, но в моей практике был случай, когда именно женщина била своего мужа, причем южных горячих кровей. Мужчина пять раз писал заявление в милицию и потом его забирал. Экспрессивная супруга беззастенчиво пользовалась его отходчивостью. Когда в очередной раз горемыка со следами последней ссоры на физиономии давал в милиции показания, я не выдержал и спросил его, неужели он не может по-свойски проучить свою буйную половинку. «Не могу я руку на женщину поднять», - объяснил потерпевший.
В отделе дознания Лев Берсенев отработал 10 лет, потом стал начальником медицинского вытрезвителя, а позже начальником изолятора временного содержания. В 2010 году ушел на пенсию. Но через год вернулся в УМВД уже на гражданскую должность - ведущим инженером автохозяйства управления. А в отделе дознания с 2014 года работает его дочь Мария.
- Все мои школьные учителя и одноклассники знали, в какой институт я собираюсь поступать, - рассказала Мария. - Сначала я собиралась стать просто юристом - как и экономист, это была самая модная специальность. Но папа посоветовал идти в специализированный вуз - Сибирский юридический институт. Учиться там было сложно из-за практически военной дисциплины. Когда я закончила два курса, вуз расформировали, поэтому завершала образование я уже в Барнауле. Конечно, понимала, что работать в органах трудно, однако я не предполагала, насколько серьезны нагрузки у сотрудника внутренних дел,- признается девушка.
Как объяснял дочери отец, в профессии дознавателя самое главное - борьба характеров. Нужно убедить человека рассказать правду и подтолкнуть его к правильной дорожке. Даже если один по ней потом пойдет - уже хорошо.
- В каждом уголовном деле обязательно есть пострадавший и негодяй. Но жалко и того, и другого, - утверждает Лев Васильевич. - Не удивляйтесь, ведь человек не рождается преступником и подонком - таковыми его делают обстоятельства, которым он в силу разных причин, в том числе, слабого характера, не может противостоять. Понятно, что правоохранительная система - карательная, по сути - не в состоянии воспитать законопослушность у всех своих «клиентов». Но бывает, что кому-то достаточно серьезной беседы, чтобы все исправить. Недавно ко мне подошел молодой человек, рассказал, что еще несовершеннолетним попался на небольшой краже, а я потом долго разговаривал с ним и его мамой. «Спасибо вам, - сказал парень, - ваши слова дошли до меня, я сейчас оканчиваю военное училище».
Как признался Лев Васильевич, он не думал, что у дочери получится освоить профессию дознавателя. В УМВД приходило много женщин, но не все смогли здесь работать. Проблемы возникали и из-за жесткой системы, и из-за специфического контингента. Но у Маши оказался сильный характер - в отца. Не помешала сложная профессия и личной жизни - девушка скоро собирается официально зарегистрировать отношения со своим молодым человеком. К слову, свою вторую половинку она встретила именно в полиции.
- В Управлении много семей сложилось, - улыбается дознаватель Берсенева. - Глядишь, полицейские династии продолжатся и в следующем поколении.
Марина СИНЮТИНА