Понедельник, 25 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Подсказка из прошлого

15 июня 2015 / Общество / 0
В 2015 году юбилей отмечает не только Железногорск. 65 лет исполняется и ГХК - предприятию, благодаря которому среди болот, тайги и горных кряжей когда-то возник наш город. Сначала населенный пункт при комбинате №815, называемый в народе «девятка» по почтовому адресу «п/я 9», затем Красноярск-26 и вот теперь - Железногорск. Судьбы города и комбината тесно связаны, и невозможно представить одного без другого. ГХК не только работал на обороноспособность государства, но и обеспечивал жизнь всего Железногорска - строил жилье, объекты соцкультбыта, но главное, реактор давал тепло, электричество и горячую воду. Можно ли сегодня вернуть удачный опыт прошлого?

Да будет атом!

Точкой отсчета в истории ГХК можно считать 29 октября 1949 года - в тот день Иосиф Сталин подписал постановление Совета министров СССР о создании комбината №815. Спустя 4 месяца, в феврале 1950-го, определили и место будущего строительства - площадку на реке Енисей на правом берегу в 50 км ниже города Красноярска. В целях надежного укрытия от нападения с воздуха и обеспечения оборонной работы было решено построить комбинат №815 под землей в скальных породах с заглублением не менее 200-230 метров над потолком сооружений. Возведение комбината началось в тот же год, и для обеспечения инфраструктуры предприятия рядом с ним велось строительство Красноярска-26. Со всего союза в секретный закрытый город съезжались как опытные, так и совсем молодые рабочие и специалисты - вчерашние выпускники училищ и институтов. «Несколько выпускников прошлых лет уже работали на ГХК, и по письмам мы знали, что у них все хорошо, - приводятся в «Народной книге ГХК» слова одного из ветеранов предприятия. - Поэтому без долгих раздумий практически всей группой слесарей мы решили ехать в Сибирь…» Молодым все казалось безумно интересным и захватывающим. Еще бы, это была стройка века!

- Мы строили по 180 тыс. кв.м жилья в год, - говорит ветеран УКС ГХК Олег Фролов. - Так что не только объекты предприятия, но и жилье, соцкультбыт появились благодаря комбинату.
Подобного по масштабу, признается Фролов, не было ни в истории России, ни во всей мировой практике, да и вряд ли еще когда-нибудь будет. Всех так захватила важность объекта, что трудились день и ночь без выходных, даже от отпусков отказывались. Понимали, что вносят вклад в общее и чрезвычайно ответственное дело - обеспечение обороноспособности страны.
«Примечателен один эпизод, - вспоминает на страницах «Народной книги ГХК» Семен Пьянзин. - В город приехал заместитель министра Средмаша Чурин с неограниченными полномочиями и задачей пустить АДЭ-1. Вечером по залу шли Чурин и начальник ТЭЦ Злобин. Приказ: пускать главные циркулярные насосы. Злобин пускать их без обкатки отказался. Уже наутро по машзалу шли Чурин и новый начальник ТЭЦ Сажин, а Злобин был ночью снят с работы. Такой была потребность в плутонии».

Город согрели и осветили

В 1954 году на ГХК был создан цех сетей и подстанций для обеспечения энергией будущих производств, в 1958 году запущен реактор АД, а в 1961-м - АДЭ-1. «Поражали огромные объемы горных выработок, особенно будущего машзала АТЭЦ, - пишет в «Народной книге ГХК» Зуфар Узбеков. - Ничего подобного видеть не приходилось, масштабы работ громадные. Как-то начальниц цеха КИПиА водил нас по строительным лесам и деревянным помостам машзала. Показывал руками - вон там, на отметке «плюс шесть», заработают шесть турбогенераторов! Так как даже этой отметки «плюс шесть» еще не существовало, трудно было и поверить».

Однако в скором времени было достроено даже то, что по неопытности казалось молодому специалисту невероятным. Подземная ТЭЦ и реактор АДЭ-2 введены в эксплуатацию уже в 1964-м. АТЭЦ утилизировала тепло, образующееся в реакторе, вырабатывала электрическую и тепловую энергию. Мощности подземной станции хватало, чтобы обеспечить теплом и светом не только промышленные предприятия, но и весь город. До 2010 года АДЭ-2 являлся основным источником теплоснабжения Железногорска, в зимнее время он давал более 400 гигакалорий в час. А для того чтобы подавать тепло во время коротких периодов планово-предупредительного ремонта реактора, на предприятии была построена еще и мазутная котельная.

- С самого начала ГХК нес ответственность не только за свое производство, но и за город, построенный специально для этого производства, - говорит ветеран ГХК Геннадий Белов, в прошлом главный приборист комбината. - Поэтому львиная доля всех социальных нагрузок ложилась на предприятие. До 1964 года жилые дома, производственные помещения и объекты соцкультбыта отапливались угольными котельными, которые находились в каждом квартале. Но с пуском реактора АДЭ-2 было принято мудрое решение - обеспечить городу за его счет электро- и теплоснабжение. Много лет Железногорск не знал проблем с отоплением!

В этом плане ГХК оказался первопроходцем - нигде в СССР, да и в мире, на тот момент не было энергоснабжения города от атомного реактора, параллельно выполнявшего совсем другие, военные задачи.

Все имеет свой срок

Но как бы хорошо ни работали производства ГХК, все имеет свой срок. В июне 1992-го был остановлен реактор АД, в сентябре того же года - АДЭ-1. Причем, несмотря на солидный срок службы, оба были в отличном состоянии - что говорит в пользу специалистов, отвечавших за обслуживание и своевременный ремонт оборудования на Реакторном заводе. Весной-2010 в соответствии с соглашением ВОУ-НОУ между Россией и США о прекращении производства оружейного плутония остановили и АДЭ-2 - последний российский реактор по выработке оружейного плутония.

Остановка АДЭ-2 привела к новой проблеме - теплоснабжение Железногорска оказалось под угрозой. Еще в 1996-м по российско-американскому соглашению было решено начать строительство Железногорской ТЭЦ, однако работы по ее сооружению начались только в 2006 году. В связи с этим в 2008-м модернизировали станцию теплоснабжения ГХК, работающую на мазуте - она и обеспечивала нас теплом до ввода в эксплуатацию ТЭЦ в 2012 году. Мазут - топливо дорогое, и последовавший двукратный рост тарифов на тепло привел к почти миллиардному долгу муниципалитета перед ГХК. Благодаря договоренности губернатора края Виктора Толоконского и главы Росатома Сергея Кириенко даже при дефиците краевого бюджета регион возместил выпадающие доходы за тепло за 2013-2014 годы, в общей сложности 1,8 млрд рублей. Еще 1,2 млрд обещают в 2015 году. Но сколько бы край не возмещал убытки, это не решение проблемы, а лишь ее отсрочка.

Новому реактору быть?

Городу по-прежнему не хватает тепловых мощностей ЖТЭЦ, и в сильные морозы подключается первая котельная. Там топят мазутом - а это очень дорогое топливо, и нет никаких перспектив его удешевления. Надеяться на снижение тарифа в такой ситуации не приходится. Ладно, простым жителям его компенсируют за счет бюджета, а вот на предприятия и организации отопительное бремя ложится всей своей тяжестью. Ядерно-космический кластер, застройка новых районов - планы у города грандиозные. Но недостаток тепловых мощностей, хотим мы того или нет, накладывает ограничение на все дальнейшее развитие Железногорска.

- Удачный опыт прошлого подсказывает - почему бы не построить новый реактор? Исследовательскую или экспериментальную установку возможно поставить в «горе». Например, для отработки режимов работы реакторного топлива, производящегося сейчас на комбинате. Тем более, здесь и площади есть, и специалисты, и безопасное подземное расположение гарантирует минимальную нагрузку на экологию, - считает Геннадий Белов, ветеран ГХК. - Новый реактор дал бы городу не только тепловые и электрические мощности, но и обеспечил бы предприятие новыми рабочими местами.

Отдельно стоит упомянуть, что такое решение проблемы теплоснабжения Железногорска позволило бы получить и финансовый эффект. Ведь помимо возвращенного к жизни социального договора, при котором атомщики «химичат» в своем подземелье, а территория получает доступное тепло, стоит помнить о том, что одно рабочее место в атомной отрасли, согласно данным Росстата, генерирует до 10 новых в смежных отраслях. В этом смысле новые рабочие места на ГХК - это двойное благо для города. Для самого Росатома выгода тоже очевидна: сегодня это лучшая в стране, если не в мире, площадка для размещения производств с точки зрения безопасности. Кроме того, она соответствующим образом лицензирована, а это опять-таки существенная экономия времени и денег.

По мнению ветеранов, строительство в «горе» нового реактора смогло бы решить все проблемы с энергообеспечением и теплоснабжением Железногорска. А заодно стало бы залогом будущего развития всего Красноярского края - полученных с помощью реактора мощностей одному городу будет слишком много, а вот для региона - в самый раз!

Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения