Олег Николаевич Фролов прошел две войны: Великую Отечественную и сразу после нее советско-японскую. В Железногорск приехал в 1952 году, 36 лет проработал в УКСе ГХК сначала инженером, а затем и заместителем директора по капитальному строительству, через его руки прошло обеспечение строительства практически всего города. Сейчас, в 92 года, Фролов признается, что испытывает гордость - есть и его заслуга в том, как сегодня живут и развиваются Железногорск и комбинат.
После окончания проектного института в Москве 29-летний Олег был направлен на строительство в Восточную Сибирь - это все, что ему сообщили о будущем месте работы. Секретность, как без этого! Молодых специалистов привезли в Красноярск, а уже оттуда отправили в закрытый город к месту строительства комбината. Поселили в общежитии на пересечении Октябрьской и Школьной.
- Жили дружно, молодые ведь все были, в тесноте, да не в обиде, - вспоминает Фролов. - Я приехал с женой, так первое время нас две семьи в одной комнате поселили, между кроватями мы натягивали простынку-перегородку.
Развлечений у молодых в то время было мало, только к концу 52-го в городе сдали первый кинотеатр «Спартак». Там поочередно отмечались все праздники - дни комбината, строителей, монтажников, горняков. Поначалу только в сапогах можно было туда пройти, дороги нормальной еще не было, одна только грязь. Да и города практически не было, только застройка 1949-1950 годов: щитовые домики на Горького, Северной да деревянные строения на Школьной и Октябрьской. На танцы молодежь автобусом добиралась в клуб на Майке.
Фролова сразу направили в УКС, специально созданный для обеспечения строительства комбината. Первое время приходилось заниматься горными работами, в Железногорске по тем временам была сосредоточена самая передовая техника, какая вообще существовала, не без гордости признается Олег Николаевич. В задачи УКСа входили разработка проектной документации, обеспечение поставок оборудования, его выдача и монтаж. Все это делалось в очень сжатые сроки, среди монтажников даже поговорка ходила: «На заводе еще не сделали, а на комбинате уже поставили!» Не обходилось и без забавных случаев. Например, во время строительства домов по Парковой - озера тогда не было и в помине, парка тоже, сплошь лес - ночью в котлован угодил лось и сам выбраться не смог. Утром его нашли строители. Еле-еле вытащили, даже выкопали бульдозером траншею, чтобы он по ней к лесу вышел.
- Мы контролировали ход строительства, - говорит Фролов. - Я так или иначе принял участие в возведении практически всего города. Мы строили по 180 тыс кв.м жилья в год! Такой был масштаб. А теперь что? Построят два дома - и все хлопают в ладоши. Объекты предприятия все появились благодаря УКСу - в том, что комбинат много лет успешно работает, считаю, есть заслуга и моего скромного труда.
Молодым специалистам, приезжавшим на строительство в 50-х, все казалось безумно интересным и захватывающим. Еще бы, это была стройка века! Подобного, вздыхает Олег Николаевич, не было ни в истории России, ни во всей мировой практике, да и вряд ли еще когда-нибудь будет. Всех так захватила важность объекта, что трудились день и ночь без выходных, даже от отпусков отказывались.
Олег Николаевич прожил в Железногорске 63 года, и ни разу у него не возникло желания куда-нибудь уехать. Он не устает повторять, как рад, что когда-то судьба его забросила именно сюда, а не в какой-нибудь другой город. Рад и тому, что трудился на комбинате - практически все 36 лет он проработал за одним и тем же столом в одном и том же кабинете. Перевестись на другую должность даже мысли не возникало - понимал, что нашел дело своей жизни.
- Мне обидно, что в Железногорске до сих пор нет памятника основателю города - Горно-химическому комбинату, - сокрушается Фролов. - Не было бы ГХК, не было бы ничего. В городе есть памятник основателю космонавтики Королеву, хотя сам Сергей Павлович здесь никогда не был. Зато никак не отмечен отец атомной отрасли Славский, а ведь он приезжал к нам каждый год, занимался комбинатом и практически курировал строительство города. Я бы, честно говоря, переименовал улицу Советскую в улицу Славского. А на перекрестке Советской, Кирова и Курчатова как раз есть место, где можно было бы установить памятник в честь комбината.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА