Новый федеральный закон «Об образовании в РФ» вызвал в обществе много эмоций. Это понятно, ведь он касается практически всех и, самое главное, нашего будущего. Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Руководитель Управления образования Железногорска Валерий Головкин рассказал «ГиГ» о том, что сегодня больше всего тревожит педагогов и родителей в связи с принятием нового образовательного регламента.
Валерий Геннадьевич, почему к закону «Об образовании в РФ» сложилось в основном негативное отношение?
- Замечу, что президент подписал седьмую версию федерального закона «Об образовании». Я не помню, чтобы какой-нибудь другой документ так долго готовился и обсуждался. Первая претензия к разработчикам заключается в том, что закон очень сложно читать. И дело здесь не только в его объемности, хотя он значительно сократился - с первоначальных примерно четырехсот страниц до девяносто восьми. В моем понимании, закон должен концептуально выстраивать все, что связано с образованием, однако в него включили все, что можно, за объемностью статей и большим количеством отсылок теряются суть и смысл.
Действительно, некоторые статьи воспринимаются неоднозначно, другие вызывают опасения и переживания. Отдельные статьи просто обязаны повлечь за собой издание большого пакета подзаконных актов. И уже сегодня на сайте Министерства образования и науки РФ такие проекты появляются. Надеюсь, к 1 сентября многие моменты прояснятся.
-
Что вызывает наибольшее опасение?
- С 1 января 2014 года собственно образовательная деятельность дошкольных учреждений будет финансироваться субъектами федерации посредством предоставления субвенций. Подобную ситуацию мы проживаем со школами с 2006 года, когда перешли на межбюджетные отношения с краем и подушевое финансирование. Я точно знаю, что методика субвенций, которая на сегодняшний день применяется в Красноярском крае, школы Железногорска не удовлетворяет. Думаю, директора со мной согласятся - в результате школы многое потеряли, прежде всего в части материальной базы. Аналогичные переживания теперь связаны с дошкольными учреждениями. Бюджет ЗАТ0 Железногорск в части дошкольного образования более наполненный, чем в других территориях Красноярского края. Как следствие, содержание ребенка в детском саду у нас дороже по затратам. Но это не должно порождать желание сократить финансирование. Мы всегда гордились комфортностью, безопасностью наших детсадов и качеством дошкольного образования. Не хотелось бы сейчас это потерять.
Родители обеспокоены слухами о значительном повышении платы за детский сад.
- Размер родительской платы, как и прежде, определяет учредитель - муниципалитет. Но до последнего времени существовала ограничительная норма: размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка. Сейчас это ограничение сняли. На уровне субъекта федерации будет определяться некая средняя величина родительской платы. Я с трудом себе это представляю. Возьмем, к примеру, два города Красноярского края - Железногорск и Ачинск. Затраты в этих городах на дошкольное образование настолько разные, что говорить о какой-то средней величине весьма затруднительно.
Это как средняя температура по больнице…
- Точно! Поэтому, пока нет никаких расчетов, я не могу сказать, вырастет ли родительская плата. Ясно только одно: согласно норме закона, родители теперь будут платить только за присмотр и уход. Содержание зданий и сооружений дошкольных учреждений ляжет на плечи муниципалитета. Сохранилось положение о категориях детей, с родителей которых плата не взимается. Льготниками считаются дети-инвалиды, сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети с туберкулезной интоксикацией. Однако перечень льготников сократился. Учредителю дошкольного учреждения, впрочем, предоставлено право определить дополнительные категории, которые будут освобождаться от платы за детсад полностью, или она (плата) будет уменьшена. Потянет ли эту ношу бюджет города?
Но отмечу прогрессивный момент, не в привязке к родительской плате: впервые дошкольное образование становится полноправным уровнем образования общего. Это значит, что все программы и инициативы, которые проявляются на уровне федеральной и региональной властей, должны касаться не только школ, но и детских садов. Возможно, в будущем это коснется и дополнительного образования. Пока же проект федеральной программы развития допобразования оптимизма особого не внушает - в большинстве территорий оно находится в положении падчерицы. Железногорск - приятное исключение.
Об успехах городских лицеев и гимназий известно не только в крае. Но, похоже, теперь их ожидают не лучшие времена?
- Здесь тоже пока не все ясно. Дело в том, что новый закон не содержит нормы по поводу видового разнообразия учреждений общего образования. То есть с 1 сентября 2013 года все школы города станут муниципальными общеобразовательными организациями.Как будет прописана статусность этих учреждений, мы узнаем только после выхода в свет типового положения. Сохранится ли в гимназиях и лицеях после 1 сентября 15-процентная компенсационная выплата? Ответа у меня пока нет. Может быть, при формировании краевых субвенций будет заложена норма, которая позволит дополнительно финансировать статусные учреждения. Если же этого не произойдет, то надо будет прекратить разговор об особом статусе наших лицеев и гимназий, в том числе и в части повышенных требований.
Перед началом каждого учебного года возникают проблемы со школьными учебниками. Их постоянно не хватает. С родителей собирают деньги, хотя среднее образование у нас считается бесплатным. Что по этому поводу говорит новый закон?
- Жестко закреплена норма: «Учащиеся бесплатно пользуются учебниками и учебно-материальной базой школ». Но как это будет реализовываться на практике - непонятно, поскольку все дано на откуп соответствующим бюджетам субъектов федерации и муниципалитетов. По логике этой статьи федеральный перечень учебников должен быть бесплатным. Но уже несколько лет подряд мы ищем их по обменным фондам, созданным в разных городах края. В итоге учебников нам все равно не хватает. Приходится привлекать внебюджетные средства, иногда и деньги родителей. Кто будет оплачивать учебники сейчас? Жизнь покажет...
Определенные переживания у меня и по поводу транспортного обеспечения. В новом законе сказано, что подвоз учащихся до школы бесплатный. А дальше идет добавление - «между поселениями». Как трактовать данное словосочетание по отношению к Додоново, Новому Пути и Тартату? ЗАТО Железногорск – это городской округ. Могут ли поселки ЗАТО считаться поселениями? Если ответ положительный, то все вопросы снимаются. Если отрицательный, то кто будет платить за подвоз детей?
Есть ли в документе статьи, вызывающие у вас положительную реакцию?
- Радует, что у педагогов сохранилось право на досрочную трудовую пенсию. По этому поводу тоже было много сомнений. Ходили слухи, что ее отменят, пенсионный возраст поднимут. Новый закон гарантирует зарплату педагогам не ниже средней по региону. Впервые говорится о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ. Теоретически она позволительна и сейчас, а дополнительного ресурса для ее выплаты нет. Однако и здесь есть нюанс - размер и порядок выплаты компенсации за ЕГЭ определяются субъектом федерации.
Уже несколько лет идут разговоры о переводе всех школ и детских садов в статус автономных. Что это дает?
- Закон «Об образовании в РФ» не содержит норм по вопросу бюджетности или автономности, это предмет для других законов. Поэтому про это надо говорить уже за рамками обсуждаемого закона. Решение, быть или не быть организации автономной, принимает трудовой коллектив. Однако решение должно быть взвешенным, в том числе с точки зрения готовности и возможности зарабатывать не в объеме трех рублей, а 15-25% от годового бюджета. Но на сегодняшний день в рамках нашего города пока я не вижу возможности у школ и детсадов получить столько средств, чтобы это позволило им существенно увеличить уровень заработной платы и материального обеспечения образовательного процесса. Хотя опыт автономных учреждений в городе есть — лагеря отдыха «Орбита» и «Горный», именно их опыт стоит признать положительным. Планирует стать автономным лицей №102. Но здесь, на мой взгляд, гонка по принципу соцсоревнования недопустима.
Сейчас обсуждается проект закона об исключении учеников из школ за пьянство, наркоманию и грубое нарушение устава. С одной стороны, это защитило бы преподавателей, с другой - противоречит закону о всеобщем среднем образовании.
- Это практически по Виктору Степановичу Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось...» Во-первых, в проекте содержится оговорка: до 15-летнего возраста ученика исключать из школы нельзя. Вопрос другой – а что, если даже это произошло, с человеком делать дальше? Отправить в вечернюю школу? Но в новом законе об образовании нет и упоминания о таких учреждениях. Ребенок в этой истории остается крайним. Что можно с него спросить, если он обитает в среде алкоголиков, а предрасположенность к заболеванию передалась ему по наследству? Поэтому, думаю, нужно начинать не с того, когда и кого выгнать из школы, а с Семейного кодекса и установления в полной мере ответственности родителей, ответственности не эфемерной.
Какая судьба тогда ожидает сменную школу №92?
- 92-я... Это один из сложных вопросов. Выходов, как всегда, несколько, на мой взгляд, но сначала надо понять, какой из них более рационален для города, со всех точек зрения.
Как вы относитесь к преподаванию в школе основ религиозной культуры и рекомендации включить в обязательную программу 100 лучших советских и российских фильмов?
- У меня всегда было неоднозначное отношение к преподаванию основ религиозной культуры в четвертом и пятом классах - не тот возраст, чтобы изучать эту важнейшую часть истории человечества. Я поддерживаю идею о том, что такой предмет можно вводить в старших классах и только элективным курсом. Изучение православия либо другой религии в школе, на мой взгляд, недопустимо, при всем моем уважении к верующим людям, поскольку образование у нас светское. Есть другие места, где дети могут по желанию родителей приобщаться к той или иной религии.
Что касается показа 100 лучших фильмов на уроках... Старые киноленты, знаю по себе, можно смотреть много раз, настолько они душевные и содержательные. Меня смущает, как бы это благое намерение в очередной раз не стало догмой. Попробуй не прочитай 100 произведений! Попробуй не посмотри 100 фильмов или 50 мультиков! Боюсь, что вслед за этим произойдет нормальная реакция любого ребенка на насилие - отторжение. К сожалению, первоначальный багаж знаний не формируется сам по себе, педагогика изначально содержит элемент насилия. Задача учителя - минимизировать его, чтобы не навредить.
Беседовала Марина СИНЮТИНА