Почти полгода назад Союз машиностроителей России решил провести так популярный в последнее время автопробег, который посвящался сразу нескольким датам - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 60-летию космодрома «Байконур», 55-летию Аэрокосмического университета и 50-летию первого космического пуска. Участниками автопробега стали представители крупных предприятий: АО «Информационные спутниковые системы», АО «Красноярский машиностроительный завод», АО «НПП «Радиосвязь», АО «ЦКБ «Геофизика» и Сибирского отряда МЧС России, а также сотрудники и студенты СибГАУ. Об этом необычном путешествии мы узнали из первых уст от Валентина Романенко, профсоюзного лидера АО «ИСС».
- Автопробег на Байконур стартовал из Красноярска 15 июля 2015 года, - поделился с «ГиГ» Валентин Романенко. – Хотя первоначально планировался ко Дню Победы, еще в мае. Но, увы, незадолго до этого был неудачный запуск «Прогресса» с выходом на нештатную орбиту, все перенесли, и многие уже думали, что заглохло. Но последовал удачный пуск «грузовика», утвердили дату следующего пуска уже с космонавтами, и мы получили подтверждение своего участия в пробеге.
ИСС фактически представляли трое – Валентин Романенко, Андрей Стругавец от Совета молодых специалистов и водитель Игорь Кудрявцев. Кстати, узнав, что на Байконур делегация собирается ехать на «Соболе», в дело вмешался директор завода и выдал ей свой «Хендай Сонату». Дескать, нечего в Казахстане без кондиционера делать. 15-го утром перед крыльцом СибГАУ состоялось торжественное построение, прозвучали теплые напутственные слова, и караван из четырех машин отправился в путешествие длиной 3 тысячи километров. До границ Красноярска их проводил наряд ДПС, а вот дальше движение шло общим порядком.
Яркие плакаты и баннеры, украшавшие машины, привлекали внимание попутчиков. В 9 утра караван покинул Красноярск, а уже в 23 часа пришвартовался в Барнауле. Утром участники пробега первым делом возложили цветы к мемориалу Славы. Церемония вышла торжественная и щемящая. Несмотря на неурочный час, в ней приняло участие больше ста человек. Сразу от мемориала автопробег отправился в село Полковниково - на экскурсию в Алтайский мемориальный музей «космонавта №2» - Германа Титова. На самом деле музей имеет две экспозиции: одну, посвященную космонавту, а другую – его отцу, который был незаурядной личностью. Из Полковниково двинулись на Павлодар. Здесь уже пришлось насмотреться на всякие дороги - и изумительные, и чудовые. Хлебнули и объездов, и гравийки. На границу попали к 11 вечера.
- Пограничникам мы объяснили, что являемся участниками автопробега, что наша фирма делает ГЛОНАСС, - продолжает рассказывать Романенко. – Те очень удивились и пытались доказать нам, что ГЛОНАСС делают американцы, пришлось переубеждать и подарить книгу о предприятии.
Кстати, сувенирку в дороге жалеть не приходилось. Люди на каждой остановке подходили, интересовались, мы рассказывали о решетневской фирме с удовольствием. Границу с Казахстаном преодолели буквально за час. Все бумаги в порядке, правда, нейтральная полоса между государствами такая, словно ее бомбили, а потом лопатами добавили.
Дальше асфальт был выставочного качества. Железногорцев предупредили заранее, что в Казахстане надо соблюдать все ПДД, даже в самой глухой степи. В Павлодаре пришлось искать обменник, чтобы получить тенге. Утром после ночевки двинулись на Жезказган. Караганду объехали по окраине, а Жезказган встретил гостей салютом. Думали, приветствуют, оказывается, День металлурга празднуют. Казахи - люди гостеприимные, и один из молодых парней на своей машине согласился проводить красноярцев до гостиницы. После ночевки взяли направление на Кызыл-Орду.
- Чтобы иметь представление об этом переходе, надо знать, что сначала идет 100 км асфальта, как на Южной в прошлом году, затем 100 км глины без асфальта, потом гравий и, наконец, снова асфальт, но какой! – делится Валентин. – Новый абай (мэр) города взялся за дороги, и в Кызыл-Орде теперь асфальт, как стекло. Тормоза визжат даже при скорости 10 км/ч.
Еще ночевка, и финишная прямая. Кстати, на плохой дороге при скорости меньше 30 км/ч и температуре +38 за бортом кондиционер сразу отключился. Все 4 машины 19 июля прибыли на Байконур, где с военной четкостью прошли контрольные процедуры. Экспедиция побывала на вывозе космического корабля. Впечатляющее зрелище! Часа полтора со скоростью 5 км/ч пятидесятиметровая махина шла до стартового стола. Требования безопасности очень жесткие. Впереди патрули с собаками, в воздухе боевые вертолеты, спецназ кругом.
- Прямо на старте мы познакомились с дублирующим экипажем, - продолжает профсоюзный лидер ИСС. – Безо всяких церемоний пообщались, хотя вроде бы карантин, им бы стоило поберечься… А вечером состоялась пресс-конференция для обоих экипажей. Там было уже совсем другое дело. Досмотр, рамки металлоискателей, спецназ, пулеметы, все как полагается. Что меня поразило на пресс-конференции? Астронавт-японец сел и замкнулся сразу. Американец же на вопросы о страхе перед неудачным пуском сказал, что благодаря этому у экипажа появилось два лишних месяца для общения с родными, а у техников - на подготовку.
Проводы космонавтов прошли на следующий день. В 21.15 экипажи вышли из гостиницы, встретили их родственники с плакатами и сердечками. Потом процедура одевания скафандров, полный комплекс проверки, и уже ночью экипажи доложили о готовности государственной комиссии. Родственники кричат, дети визжат. Космонавты отправились на борт, а мы в ЦУП.
- Я, честно говоря, подустал, отошел и сел на лавку, - смеется Романенко. – Гляжу, скорпион ползет размером с пол-ладошки. Не, думаю, пойду-ка я к людям! А потом старт. Знаете, как волнительно, когда дрожит земля, затем появляется пламя, а потом ракета на секунду зависает? Волей-неволей ей сам говоришь: «Ну, давай, родимая, лети!» И такое думает каждый участник пуска. У каждого, когда отработает его ступень или команда, такое облегчение на лице, такая радость! Смотришь в небо и видишь огненную точку в небе, а на краю этой точки люди, с которыми ты говорил три часа назад. Я участвовал в нескольких пусках спутников, так вот, провожать в космос людей - это совсем другое. Мы же только в гостинице узнали, что одна панель не раскрылась, что были проблемы со стыковкой…
Кстати, именно на Байконуре ждала Валентина Романенко нежданная встреча. Там есть музей космонавтики, причем не для всех. Домик Королева, очень скромный, комната Гагарина с его гимнастеркой с лейтенантскими погонами. Здесь же стоит один из «Буранов», а в грузовом отсеке его – спутник.
- Я как увидел его, сразу сказал, так я его к вам в 94-м году провожал! А мне отвечают, что и не знают, что за спутник, пришлось рассказать и книжку подарить, чтобы знали, - гордится Романенко. – Они говорят, мы вашу фирму знаем. Считаю, задачу пропагандировать предприятие автопробег выполнил и по дороге, и в финальной точке.
А на обратном пути на долю железногорских участников выпали самые настоящие испытания. По пути на Жезказган машина в 40-градусную жару встала. На веревочке добрались до сервиса. Нашли там двоих земляков, но и с их помощью даже за 8 часов оживить движок не удалось. Еще полторы тысячи км ехали на буксире. Хлебнули всего: блокировку руля, севший аккумулятор, ручное протирание лобового стекла, но выдержали. Домой машина прибыла в кузове «воровайки». Дома встретили ободряющим смешком: «А иначе разве ж это путешествие?»
Михаил МАРКОВИЧ