Глава администрации Железногорска Сергей Пешков подвел итоги своей работы. Напомним, что на этом нелегком посту он уже более пяти лет - рекордный срок для сити-менеджера, согласно российским реалиям. Природное упрямство в сочетании с терпеливостью, советская производственная закалка и умение сопереживать людям прочно закрепили Сергея Евгеньевича в стане неоконсерваторов. Своих взглядов глава администрации не скрывает, с ними же идет на второй срок - два тура конкурса на сити-менеджера ЗАТО Железногорск успешно пройдены, третий - за сессией нового Совета в сентябре. Что было и что будет? На эти и другие вопросы Сергей Пешков ответил в интервью «ГиГ».
- В 2010-м шел на должность главы администрации сознательно. Будучи депутатом пять лет, считал, что хотя бы немного представляю себе эту работу, - признается Сергей Евгеньевич. - Но оказалось, что совсем не представляю.
- Сколько раз хотелось все бросить и уйти? Сейчас-то уж, наверное, можно сказать?
- Трудно сосчитать. Но такие мысли посещали. Особенно, когда в 10-11 часов вечера сидишь с документами, а конца и края не видно… Но я такой человек: раз уж взялся - так работай. Проблем было много, когда я пришел в администрацию. Но вот никогда не брошу камень в того, кто трудился до меня. Никогда. Это на самом деле тяжелый труд. Даже если не удалось что-то прежней команде, никого не обвиняю. Ведь не всегда все зависит от людей - есть обстоятельства, меняющееся законодательство.
- И все же, что досталось вам в наследство?
- Первое, с чем я столкнулся на должности главы администрации, - это ситуация с погребами на Саянской. Получилось так, что выделили землю под ИЖС на участке, где они были расположены. Проблему удалось решить, хотя мы ей занимались около года. Потом дамба: подрядчик работал на ней дольше, чем обозначал контракт, более чем на год работы затянул. Решили вопрос. Потом проблема с обанкроченными муниципальными предприятиями. «Пищекомбинат» - долг по заработной плате составлял больше миллиона рублей, «Гарант» - хоть и небольшое, однако там тоже сохранялся долг по зарплате. Все решили.
- Но что такое проблема владельцев погребов по сравнению с теплоснабжением города?
- Это была моя самая большая тревога. Я понимал, что в 2010-м нам предстоит работать в условиях, когда остановлен реактор. Знал, что Железногорская ТЭЦ не будет запущена. Вся сила отопительного сезона падет на котельную №1, которая никогда в базе не работала, а только в пиковом режиме на время остановки реактора. Но благодаря ГХК все прошло нормально. Комбинат отработал всю зиму, не меняя тариф, что отяготило экономику предприятия. Но город не почувствовал, что теплоснабжение впервые шло по другой схеме. Психологически было очень тяжело, для мазута большие хранилища отсутствовали, приходилось работать с колес. Самым напряженным оказался именно 2010-й, уже в 2011 и 2012 годах стало намного легче: ТЭЦ запустили в режиме пуско-наладки, хоть она и не была принята в эксплуатацию, но часть тепла все-таки давала. Сейчас острота вопроса спала, ЖТЭЦ работает, а все организационно-финансовые дела решаемы. В данный момент выходим на финишную прямую, идет процесс передачи и ЖТЭЦ, и котельной СТС в краевую собственность, будут определены эксплуатирующие организации.
- Если говорить о потребителе, то ему все равно, кто кем управляет и что в чьей собственности находится. Всех волнуют тарифы, тепло в Железногорске считается дорогим. На этот счет возникает масса спекуляций, в том числе и сейчас в период предвыборной кампании.
- Тема действительно спекулятивная. Я наблюдаю за предвыборной кампанией, и когда кандидаты пишут в агитационных материалах, что ничего не сделано по теме теплоснабжения города и не будет сделано, мягко говоря, это у меня вызывает недоумение. Проводились и митинги на эту тему, причем их организовывали люди, которые прекрасно понимали, что оплата за отопление для жителей не изменилась. В связи с введением новой схемы теплоснабжения горожане не стали платить больше, за исключением инфляционной составляющей. Разницу в тарифах для рядового потребителя возмещает краевой бюджет. Изменение повлияло на юридические лица, для них тариф действительно увеличился в 2,5 раза. Изменение повлияло на бюджет города, поскольку все здания бюджетной сферы отапливаются, и пришлось искать дополнительно более 100 миллионов рублей на эти цели.
В конце 2014 года благодаря усилиям федерации, края и госкорпорации «Росатом» удалось договориться, и разницу в тарифах, а это около 1 миллиарда 300 миллионов рублей, краевой бюджет погасил. Помощь края продолжится до тех пор, пока мы не проведем организационную работу по снижению тарифа и не перейдем на 100-процентную оплату услуг ЖКХ.
- Как вы относитесь к идее строительства нового реактора, она недавно стала обсуждаться в СМИ.
- Это хорошая идея, но пока только идея. Да, есть на ГХК проработки на эту тему, но решение не принято. А если и будет принято, на его реализацию уйдут годы: проект, документация, строительство - все непросто. Поэтому сейчас нам надо двигаться по заявленному пути - модернизация ЖТЭЦ, увеличение тепловых мощностей, чтобы минимизировать или совсем исключить работу котельной №1. То есть уменьшить себестоимость производимого тепла.
- Вернемся к теме выборов депутатов. Всего несколько дней осталось до голосования. Все непросто, согласитесь?
- Мне кажется, не все кандидаты в депутаты понимают, чем они будут заниматься в Совете, если их изберут. Это кропотливая, ежедневная общественная работа. Бесплатная. Готовы ли они к ней? Если депутат будет ходить от сессии до сессии, как у нас порой бывало в созыве с 2005 по 2010 годы, то это отдельная история. Депутаты приходили на сессию, не изучив документы, не разобравшись, и не голосовали. А что в итоге? Если какое-то постановление не принято, администрация дальнейшие действия не может осуществлять. Не можем выделять деньги, платить людям зарплату, финансировать деятельность школ, садиков. Несколько депутатов который год голосуют против принятия бюджета, причем не предъявляя особых претензий к его составителям. Всегда спрашиваю, вы понимаете, какие могут быть последствия для города, ведь вы отвечаете за него точно так же, как администрация? Не надо популизма! Предложите, как лучше, но чтобы все было с учетом законодательства и реалий. Нужно понимать, на что есть у города полномочия, а на что нет. А за эти пять лет с полномочиями стало гораздо жестче. Особенно много разговоров по поводу внутриквартальных территорий. Провели огромную работу по межеванию. Но в глубине души я не очень согласен с тем, что всю ответственность по ремонту не только домов, но и дворов переложили на собственников. Но таков закон, и мы обязаны его исполнять.
- Кому из парламентариев могли бы поставить твердую пятерку за работу?
- Александру Берестову, так и напишите. Он большой молодец, качество правовых вопросов, подготовленных им за пять лет деятельности Совета, на высоком уровне. Побольше бы таких депутатов - неравнодушных, ответственных, болеющих за город.
- Сергей Евгеньевич, еще одна тема вашей зоны ответственности - муниципальные предприятия. Одних жители хвалят без устали - например КБУ, других ругают - таких как ПАТП, за третьих переживают. Очередные слухи пошли про «Горэлектросеть», говорят, закрывать собираетесь?
- Оба предприятия городского электрокомплекса, «Горэлектросеть» и филиал КРЭК, работают, причем в четком взаимодействии. Недавно я услышал версию про то, как собрались, дескать, всех уволить с одного предприятия и перевести в другое. Откуда берутся такие слухи? Непонятно. Наверное, кому-то выгодно их распространять, особенно в период предвыборной кампании. Подобная дезинформация, которая будоражит трудовые коллективы, пусть остается на совести людей, ее распространяющей. Заявляю - в администрации планов по реорганизации «Горэлектросети» нет. Предприятие работает, у электросетевого комплекса появились перспективы в связи со строительством подстанции «Город», сейчас идет ее монтаж, и 50 мегаватт Железногорском будут получены. Уже к концу года ИСС с его новыми заводами понадобится 6 мегаватт, и если бы подстанцию не построили, предприятие не могло бы развиваться дальше. В свое время скептики утверждали, мол, пусть ИСС за свой счет строит подстанцию. Неправильная позиция! Именно город и регион в первую очередь заинтересованы в развитии инфраструктуры, мы должны обеспечивать рост наших предприятий, потому что это занятость жителей, налоги, привлекательность Железногорска как территории.
- Подобный тезис наверняка прозвучал из ваших уст и 4 сентября на заседании конкурсной комиссии по выбору главы администрации. В отличие от других кандидатов, вы могли там говорить не только о будущем, но и, что немаловажно, об уже сделанном.
- Пять этих лет дались мне нелегко. И тем не менее, лишь только поработав, получив опыт, ты понимаешь, что надо делать и как. Нужно продолжить работу, которую мы начали. Вопрос теплоснабжения города необходимо довести до логической точки, о чем я говорил выше. Я понимаю, как это сделать. Завершить проект по электроснабжению, распределению электромощностей - очень серьезный проект. По промпарку, который должен вот-вот открыться, много работы. По благоустройству города, обновлению подвижного состава ПАТП много планов. Так что, всей командой - а это не только Вадим Викторович и мои замы, но и все муниципальные предприятия, учреждения - решение было принято: продолжить начатое, довести до ума крупные экономические проекты Железногорска, не бросать их на полпути. Всей командой такое решение приняли, а я командный человек.
- Кстати, на чем сломались многие ЗАТО, так это на двуглавой системе управления. Кажется, что только в Железногорске не было ничего слышно о выяснении отношений между главой города и сити-менеджером. Как удалось избежать конфликтов?
- Здесь все зависит от людей: какие они и как смогут между собой договориться. В самом начале мы с Вадимом Викторовичем обсудили, как будем работать. Варианты прекрасно понимали - есть административная власть, есть законодательная, Совет депутатов. Договорились взаимодействовать, и если есть конфликтный интерес, то четко это обозначать. За эти пять лет дискутировать особо даже не приходилось - цели-то общие. Хватает работы и одному, и другому. Я по характеру консерватор, Медведев - демократ, взаимно дополняем друг друга. Конечно, бывает, и спорим, но из кабинета всегда выходим с общим решением.
Беседовала Елена ГЛАЗУНОВА