Важных людей в нашей судьбе много, и один из них - воспитатель детского сада. По сути, это первый человек, который учит ребенка жить в обществе, быть ему нужным. Сегодня связь между этим самым обществом и индивидуумом часто нарушена. Никто никому не должен, моя хата с краю - вот основные девизы современного бытия. Виной ли тому возросший уровень потребления, глобальные возможности прогресса или обыкновенная бездуховность - не нам судить. Но дети остаются детьми, а перед воспитателями стоят прежние задачи: научить и социализировать. О трудностях и радостях столь важной профессии накануне Дня воспитателя «ГиГ» поговорил с Альфией Коваль, воспитателем детского сада №20.
- Альфия Вахитовна, а вы помните своего воспитателя?
- Конечно! Игнесса Васильевна Бурлакова - удивительный, солнечный человек, мы до сих пор с ней общаемся. Помню, как она с нами играла, как учила рисовать матрешек, помню праздник цветов, а еще что у нас в группе жил попугай. По вечерам нам показывали мультфильмы по проектору - тогда это невиданное дело было, и мы каждый день ждали киносеанса как чуда. У меня от садика только самые хорошие воспоминания остались.
- Поэтому вы сами пошли туда работать?
- Сколько себя помню, всегда мечтала стать педагогом. В этот садик я пришла 22 года назад, у меня на тот момент уже было двое детей, и я успела поработать в Красноярске как учителем, так и воспитателем. Два раза делала попытку уйти, но каждый раз возвращалась - садик держит крепко! Теперь уже понимаю, что никуда не уйду, что это навсегда.
- Учить или воспитывать - что оказалось сложнее?
- На воспитателях большая ответственность. Именно в раннем детстве формируются основные черты характера, с которыми человек пойдет по жизни. Моя коллега-педагог однажды очень правильно сказала: «Вот слышу о преступниках и маньяках и всегда думаю, они ведь тоже ходили в детский сад! Значит, это мы что-то упустили, недоглядели, недовоспитали…» Действительно, все на свой счет принимаешь - такое колоссальное чувство ответственности.
- За все человечество буквально!
- А как иначе? К нам детки приходят в 3 года, и если, скажем, мальчика к 6 годам не научить вести себя по-мужски, то потом это сделать будет очень сложно! Вот в прошлом году столкнулись с проблемой: поехали впервые на экскурсию, и мальчики не хотели помочь девочкам выйти из автобуса, вообще не могли понять, зачем им это надо. После мы собрали родителей будущих джентльменов, беседовали с ними, решали, как быть и что делать. И в результате общими усилиями ситуация стала потихоньку меняться. Буквально по капельке - что-то мы, что-то мамы и папы. Но мальчишки в итоге исправились.
Есть мнение, что мы тут, в детском саду, ничего не делаем. Как-то одна мама сказала: «Велика ли важность - накормить кашей и поводить хоровод!» Видимо, той женщине не повезло с садиком, раз она так считает. Ведь у нас проводится большая работа и с родителями, и с детьми. Наши ребятишки, уходя в школу, в анкетах пишут: «В садике мы научились добру, научились дружить». Я храню все эти записи! Сейчас взрослые постоянно куда-то спешат, вечно заняты, людям нет дела до других, они очень эгоистичны - и дети все это улавливают, начинают вести себя так же. Здесь мы стараемся научить их быть внимательными к окружающим, особенно своим близким.
- Современный мир разобщает, а вы наоборот учите общности?
- Для начала, чтобы дети замечали хотя бы своих маму и папу. Раньше, когда мои дети были маленькими, поступали так: угостили в садике одной конфеткой на день рождения, она приносилась домой и делилась на четыре части - для мамы, папы, сестры и себя. Чтобы хоть по маленькому кусочку, но досталось каждому - и это была норма! Сейчас дети так не делают. Даже если три конфеты ему дадут, он все три съест. Напомнишь: как же родители? А он только быстрее в рот эти конфеты запихивает, чтобы не отобрали. Но бывает и по-другому. В этом году к нам пришли новые ребятишки. Мальчик один в первый же день принес конфеты - день рождения у него. Поделился со всеми детьми, а потом сам подошел ко мне и нянечке и тоже угостил. У меня глаза от изумления распахнулись, вечером я сказала родителям: «У вас удивительный ребенок, он сам угостил взрослого!» Сегодня это огромная редкость. Дети не воспринимают взрослых как людей, к которым нужно проявлять внимание и заботу.
На день рождения всегда играем в волшебный цветик-семицветик: малыши загадывают на каждый лепесток свое самое большое желание. Мало, но до сих пор есть дети, которые просят не новую машинку или куклу, а «чтобы у всех было счастье». Мальчик один даже сказал: «Счастье - это когда все улыбаются».
- Сильно ли отличаются современные дети от своих предшественников 20 лет назад?
- Раньше дети были проще, радовались, когда Карлсон приходил на день рождения, а Дед Мороз - на Новый год, когда мультик садились всей группой смотреть. А теперь у малышей и так все есть, простые вещи их больше не радуют. У нас в группе есть правило - никаких телефонов. Иначе, вместо того чтобы играть с другими детьми, бегать и прыгать, малыши просто утыкаются в экраны. Родители прислушались, ни один еще не сказал: «Нет, мой пусть с телефоном ходит!» Еще у нас в группе нет страшных игрушек. Некоторые пытались приносить кукол-зомби, но ребятишкам сразу говорю: «Уберите, я их боюсь!» Сейчас ведь и с клыками, и с хвостами, и с рогами, и с копытами, и даже в гробиках куклы есть, но только не у нас в группе.
Если родители разрешают своей девочке не в дочки-матери, а в чертей играть - то, пожалуйста, дома. То же касается оружия для мальчиков - пистолетики у нас можно только на 23 февраля приносить. Солдатики, военные поля - это ради бога. Конечно, мальчишки - везде мальчишки, и если нет пистолетика, они и из палки обычной, и из пальца будут стрелять, тут уже ничего не поделаешь. Но главное, что родители нас услышали. Мы вообще понимаем друг друга, всегда находим общий язык. В конце концов, все эти правила не я придумала, жизненный опыт показал, что так действительно будет лучше. Потом дети выпускаются, а их родители говорят новеньким: «Вы слушайте воспитателя - все, что вам говорят, правильно!» Когда пытаешься воспитывать детей, понимаешь, что начинать надо с родителей.
- Даже так?
- Сейчас другое время. Всего много - детской одежды, игрушек, книжек - и родители могут позволить себе все это купить. Но это привело к тому, что ребенок в семье диктатор, командир, и взрослые делают все, что он захочет. Малыш привыкает, что все подчиняется его желаниям: хочу - буду, не хочу - не буду. Даже уважение к собственным родителям приходится здесь, в садике, прививать.
Вот показательная ситуация. Говоришь ребенку: «За тобой пришла мама». А он гримасу корчит: «Фу, мама… Я еще поиграть хочу». И тогда приходится малышу объяснять, что к маме нужно подойти, поздороваться и спросить: «Мамочка, я соскучился, но можно я еще немного поиграю?» Разрешит мама - пойдешь поиграешь. Но ты обязательно должен поздороваться, проявить к родителю уважение. Детей надо учить быть внимательными к другим. А родителей - не затягивать с воспитанием, не пускать все на самотек и не потакать каждому капризу. А то некоторые мамы сначала говорят: «Ему же 5 лет, он еще маленький!», а потом плачутся: «Ему уже 6 лет, а мы не справляемся».
- И вправду как справляться с капризами?
- Ребенка нужно приучать к ответственности, он должен знать слово «надо». Наша группа, например, дружит с физкультурой - делаем на улице зарядку, 5 кругов бегаем вокруг садика. Да, не всегда нравится, да, иногда тяжело и не хочется, но надо! Если совсем невмоготу - иди шагом, но не останавливайся. Когда зарядка заканчивается, встаем в круг: «Кто справился?» - «Я справился!» В этот момент ребенок понимает, что он молодец, сумел себя преодолеть, и ему становится хорошо от этого. Говорим мальчишкам: если ты в 6 лет не мужчина, то когда вырастешь и станешь дяденькой, мужчиной все равно не будешь. И дети задумываются! Когда ребенок, увидев, что пришла мама, тут же наводит порядок в игрушках, подходит к ней, здоровается и еще сумку у нее тяжелую берет - он уже мужчина, будь ему хоть 5 лет.
- Получается, все идет из семьи?
- Именно. Если у ребенка какая-то проблема, то сейчас, с опытом, я уже точно знаю - проблема на самом деле у его родителей. И пока они не справятся с ней, ничего не изменится. Садик в одиночку не воспитает, 80 процентов из того, кем станет маленький человечек в будущем, закладывается в семье, а мы - только в помощь. Но если дома ребенок всегда предоставлен сам себе или играет целыми днями в телефон, то толку, как бы ни старались воспитатели и педагоги, будет мало.
- Альфия, вы признались, что дважды пытались уйти из садика. Что вас все-таки удержало?
- Знаете, в жизни всякое бывает - и плохо, и грустно. Но когда я прихожу на работу, и ко мне подбегает малыш, радостно обнимает, заглядывает в глаза, то все проблемы сразу уходят на второй план. Вот это чувство невозможно ни на что променять!
Беседовала Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА