В прошлом номере «Город и горожане» мы опубликовали статью Татьяны Доставаловой «Подводная одиссея академика Решетнева». И хотя бы не любим материалов «к дате», читатели звонили и, не заметив «подвоха», искренне благодарили за новую для них информацию о Решетневе.
Подводная одиссея академика Решетнева
«Оказывается, в Крыму в Балаклаве был младший брат нашего комбината - подземный комплекс. «Объект-825» - противоатомное укрытие для подводных лодок, и «Объект 820» - ядерный арсенал, - поделился недавно в Фейсбуке Петр Гаврилов, побывав в Крыму. Понятно, что катакомбы, способные выдержать удар четырех атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, не могли не произвести впечатление на генерального директора нашего уникального ГХК. Но Петр Михайлович нашел в Балаклавской бухте еще одно напоминание о Железногорске. Причем совершенно для него неожиданное. Да, пожалуй, не только для него.
Тот факт, что в советские времена Балаклава была черноморской базой наших боевых подводных лодок, стало достоянием гласности в годы перестройки. На волне всеобщего тотального разоружения, а также благодаря параду суверенитетов суперсекретный объект в конце концов окончательно разграбили. Уцелели лишь стены. Их и превратили в музей, добавив макеты и стенды с фотографиями. На экскурсию сюда может попасть любой желающий. Хочешь - пешком за 200 рублей, хочешь - на катере за 275. Экскурсовод подробно расскажет, как в прошлом столетии в горе Таврос для укрытия и обслуживания подводных лодок насквозь прорыли двухкилометровый канал, как в него одновременно вмещались семь подводных лодок. И еще много чего не менее интересного и когда-то страшно секретного тоже узнаете.
Побывал на такой экскурсии и Петр Гаврилов. Счел балаклавский комплекс уникальным с точки зрения скрытности и безопасности на случай ядерного удара противника, и подлодка «Тритон» для доставки боевых пловцов спецназа ГРУ произвела на него впечатление. Вполне возможно, потому, что и наш комбинат по Енисею охраняет водолазное подразделение, пусть и не ГРУ…
Но полной неожиданностью для Петра Михайловича, по его признанию, стала информация о Михаиле Решетневе, которую он, как дотошный экскурсант, обнаружил на одном из стендов. Казалось бы, причем тут основатель нашей космической фирмы-то?! Где космос – и где подводные лодки? Однако в том балаклавском подземелье Михаил Федорович действительно фигурирует как создатель одной из подводных лодок, не менее того. «ГиГ» заинтересовался и отправил в музей запрос. Ответ пришел очень быстро.
«На модернизированный вариант подводной лодки проекта 640 вместо РЛС была установлена аппаратура дальней космической связи «Циклон». Работы по созданию первой навигационно-связной системы «Циклон» для ВМФ СССР велись в начале 60-х годов. Создание такой системы должно было ликвидировать разрыв между боевым потенциалом ракетных подводных лодок и характеристиками автономных средств управления их движением и подготовки данных для стрельбы ракетным оружием. Точность определения местоположения лодки во время пуска баллистических ракет, находящихся на борту, напрямую определяла точность стрельбы».
Некий прообраз сегодняшнего ГЛОНАССа, получается? Но читаем дальше. «Тактико-техническое задание разрабатывало Центральное управление космических средств Минобороны совместно с ВМФ. Предусматривалось создание системы с четырьмя спутниками на низкой круговой орбите. Система должна была обеспечивать с помощью корабельной и лодочной навигационной аппаратуры обработку сигналов спутников и определение местоположения».
Так вот, систему «Циклон» и спутники 11Ф617 разработало КБ ПМ, которое находилось в Красноярске-26. Главный конструктор - Михаил Решетнев. Навигационный и командно-измерительный комплекс - НИИ «Радиоприбор» (сейчас это ОАО «РКС»), а связной комплекс и всю систему в целом - московский НИИ радиосвязи. Такая вышла кооперация. При этом спутник выводился ракетой-носителем «Космос-3М», которая тоже являлась детищем решетневского КБ ПМ. Первые космические аппараты системы «Циклон» были запущены в 1967-1969 годах, и до 1970 года шли летно-конструкторские испытания. Проверяли и уточняли как принципы построения системы, так и всю ее в целом. Ведь ничего подобного наши специалисты еще не делали! Вот воспоминания командира отряда координирования тех испытаний - Виктора Гаранина. Многое, что сегодня можно найти в Интернете.
- Летают на круговых орбитах высотой 800 км два спутника по тонне весом каждый. 80% веса занимает связная аппаратура, она же съедает 90% электроснабжения от бортовых источников тока. У прагматиков-американцев уже близка к завершению работа по созданию спутниковой системы навигации «Транзит». Их спутники в 10 раз легче, но зато в них нет другой аппаратуры, кроме навигационной.
Первая спутниковая система навигации в СССР стала нашим ответом Америке, еще в 1958 году разработавшей свой «Транзит». Но он определял лишь координаты, а наш «Циклон» обеспечивал еще и радиотелеграфную связь подводных лодок и кораблей ВМФ с берегом и между собой, причем не только при их нахождении в зонах радиовидимости, но и глобально. Таким образом «Циклон» был не только навигационным, но и связным, как и создаваемая на его основе система. Стало в 1967 году технической революцией в отечественном спутникостроении и оригинальное решение ориентации, выполненное специалистами КБ ПМ для «Циклона».
Тогда свыше сорока авторских свидетельств получили на него конструкторы из Красноярска-26. Потом находку использовали на других спутниках, и уже в 2007 году за создание этой системы ОАО «ИСС» было отмечено премией правительства России.
Но вернемся к решетневскому «Циклону». С ним далеко не все получилось сразу. Первые испытания на Черном море показали: система не обеспечивает заданную точность, разброс в 3 км абсолютно неприемлем. Ошибки нашлись в программном обеспечении: разработчики из КБ ПМ неаккуратно учли аномалии гравитационного поля... При новом ПМО точность выросла до требуемых 100 метров. Для накопления полноценных экспериментальных данных и подготовки предложений по созданию уже боевой системы спутниковой связи систему «Циклон» в 1971 году сдали в опытную эксплуатацию - как «Залив». Но в Красноярске-26 изготовили только пять первых «Циклонов». Остальные делал уже омский «Полет», которому в 70-х годах решетневская фирма передала права на авторское сопровождение семейства «Циклон» в производстве и эксплуатации. Сделали их немало, ведь ресурс первых «Циклонов» составлял всего полгода. Крошечные тассовки в «Правде» насчет того, что в СССР запущен очередной «Космос» с четырехзначным порядковым номером мало о чем говорили непосвященным - но это было как раз про «Циклоны». Все запуски производились с Плесецкого космодрома ракетой-носителем «Космос-3М». И все эти спутники до сих пор на орбите, уже как космический мусор.
И вот что еще. Так как обслуживаться космической навигацией захотели и гражданские суда, в 1974 году на базе системы «Циклон» начали разрабатывать «Цикаду» - чтобы все корабли нашей страны могли оперативно и вне зависимости от погоды определять свое местонахождение в любой точке Мирового океана. Разработка системы осуществлялась предприятиями Минобщемаша, и решетневское КБ ПМ стало головным по системе в целом. Подчеркивалось, что у «Цикад», в отличие от военных спутников, связной функции нет. Дескать, гражданским судам незачем прятаться, поэтому связь они осуществляют открыто - с помощью привычных УКВ, КВ, СВ диапазонов. Но при этом «Цикады» тоже весили по 800 кг. Может быть, связная функция, доступная только военным потребителям, у них все же была?
Используется ли до сих пор по своему прямому назначению низкоорбитальная система навигации «Циклон», с учетом того, что ее последний космический аппарат запустили, похоже, в 2010 году? Вопрос, конечно, к военным, но они вряд ли ответят. Хотя и без того понятно: на смену «Циклону» с «Цикадой» уже пришел ГЛОНАСС. И тоже из решетневской фирмы.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА, фото из ФБ Петра Гаврилова, из сети Интернет.