Согласование жилищного тарифа стало камнем преткновения во взаимоотношениях советов нескольких многоквартирных домов и управляющей компании. Главная претензия собственников к ГЖКУ - новая форма приложения к договору об обслуживании дома, касающаяся размера платы за содержание и текущий ремонт жилого фонда, где теперь подробно не расписаны ни виды работ, ни их стоимость. Как правильно управлять домом и можно ли сторонам прийти к консенсусу? Пример работы совета МКД по Ленина, 31 показывает - вполне.Нам здесь житьДом по Ленина, 31 сдан в эксплуатацию в 1959 году. Внешне здание выглядит вполне сносно - есть фасады и подъезды намного хуже, чем здесь. Однако это только видимость - на самом деле четырехэтажка, как и все ее собратья с полувековой историей, давно нуждается в капитальном ремонте: прогнили трубы магистрального водопровода, прохудилась кровля, разрушается цоколь. Да и остальную мелочевку нужно менять.
- Все эти работы теперь выполняются за счет жильцов, даже замена вывесок у подъездов, - говорит председатель совета дома Альбина Жидкова. - Нас заставили взять на себя содержание жилищного фонда. Народ это дело проглотил, а теперь расхлебывает. Причем ждать, что в скором времени законы поменяются и кто-то возьмет на себя часть расходов, не приходится. Но без текущего ремонта и обслуживания дом быстро разрушится, а нам здесь жить.
Большие траты, например, одновременно отремонтировать все четыре подъезда, собственники дома позволить себе не могут - 75 процентов из них люди пожилого возраста. Что делать в первую очередь, а что может и подождать, решается на общем собрании жильцов, руководит которым совет дома. Этот управляющий орган существует на Ленина, 31 третий год. Затруднений с определением кандидатуры на пост председателя совета МКД не возникло. Жильцы единодушно решили: командовать будет Жидкова. Альбина Ильинична - женщина с активной жизненной позицией давно работает в городском Совете ветеранов. В этом году общим решением собрания дома Альбину Ильиничну переизбрали на второй срок.
- Мы установили общедомовые счетчики на холодную и горячую воду, - рассказывает женщина. - Отремонтировано внутридомовое электрооборудование, восстановлен магистральный водопровод после порыва, заменена часть кровли, спилены деревья, представляющие опасность, и высажены новые, выполнены и другие работы. Собственными силами поставили в подъездах пластиковые окна. Правда, с горем пополам собирали на них деньги. Не все сдали. Я заметила, чем люди состоятельнее, тем с ними сложнее работать. Но теперь все радуются - в подъездах стало намного теплее и уютнее.
Бодания с коммунальщикамиНо самое главное достижение совета МКД - снижение жилищного тарифа.
- У нас сложились рабочие отношения с управляющей компанией ГЖКУ, - говорит Михаил Рязанцев, член совета дома, отвечающий за техническое состояние здания. - Мы постоянно встречаемся с коммунальщиками, обсуждаем с ними насущные вопросы.
На собрании жильцов 29 октября рассмотрели программу по услугам и ремонту на 2016 год, потом провели голосование - поквартирно. Люди написали в бюллетенях, с чем они согласны, а с чем нет. Эта производственная программа уже утверждена, жилищный тариф согласован. Для нашего дома он равен 17 руб. 50 коп. А с текущим ремонтом - 21 руб. 35 коп. Для сравнения, в некоторых домах тариф и без текущего ремонта - 22-23 рубля.
- Как удалось сэкономить? Мы смогли исключить ненужные виды работ, к примеру, непредвиденные и прочие, - продолжает Рязанцев. - Доказали, что в производственной программе предусмотрено аварийно-ремонтное обслуживание. После чего все виды восстановительных работ выполняются за счет собственников дома. Не скрою, по этому вопросу долго бодались с коммунальщиками. Пришли к ним только после досконального изучения документов и в итоге сумели договориться. Также добились удешевления работы уборщицы и дворника. На порядок меньше стали платить и за отопление - помогли общедомовые счетчики на воду. Все складывается из мелочей: в одном месте на копеечку меньше, в другом. Так жилищный тариф и уменьшается.
Большие трудности вызвала новая форма расчета платы за текущий ремонт и обслуживание жилого фонда. Если в прежнем документе все было прозрачно, то теперь нужные данные скрыты.
- Мы не согласны с такой позицией ГЖКУ и требуем вернуть прежнюю форму составления производственного плана, - вступает в разговор Жидкова. - Не надо искусственно создавать трудности для понимания собственникам жилых помещений. Об этом мы указали в протоколе последнего общего собрания жильцов дома в октябре.
Сами-сами-самиНо согласовать с ГЖКУ жилищный тариф это полдела. Еще вопрос: как проконтролировать качество работ?
Если не будет должного контроля, окажется, что платишь за воздух, уверена Жидкова. Вот только два примера. Жильцы дома пожаловались на появившихся откуда-то тараканов. Срочно вызвали дезинсектора.
- Я сама спустилась в подвал со специалистом, проводящим обработку помещения от насекомых, - рассказала Жидкова. - Вижу, он не доволен. «Вы что, за мной следить будете?». Но я должна убедиться, что все будет сделано правильно. Мы же платим из собственного кармана за эту услугу.
О втором случае рассказывает Михаил Рязанцев.
- В 2014 году по программе текущего ремонта нужно было заменить 100 квадратных метров кровли. А крыша нашего дома, как вы понимаете, на ладан давно дышит - 56 лет ей! Работы были выполнены, но мы их не приняли. Скорее всего, крышей занимались непрофессиональные кровельщики - они даже не попали в обрешетку гвоздями и налупили лишних дыр, по шиферу пошли продольные трещины.
Рязанцев, в прошлом главный инженер СМУ, сам поднимался на крышу и обнаружил брак.
- Подрядчики нам дали гарантийное письмо, что покрытие восстановят. Но мы решили, что ломать ничего не надо, нужно привести покрытие в порядок и дополнительно покрыть 100 квадратов, - рассказал, чем закончилась та история, Рязанцев. В общем, жалоб от жильцов четвертого этажа пока не было.
А сегодня перед советом дома по Ленина, 31 стоят другие насущные задачи: проконтролировать ремонт четвертого подъезда. Он больше всего нуждается в обновлении, заменить тамбурную дверь во втором подъезде, заменить вводные рубильники, заасфальтировать часть отмостки, где постоянно проваливается грунт, и еще многое другое, что предусмотрено в производственной программе.
- Я, конечно, не смогла бы ничего сделать в одиночку, - признается председатель совета Альбина Жидкова. - К счастью, в нашем доме сложилась команда единомышленников, которым не безразлично, где и как мы живем. К нам под крыло даже просятся жители других домов, где похожие проблемы пока никто не решается взять на себя. Мы подумаем.
Марина СИНЮТИНА