В конце 2015 года в КБ-51 подвели итоги конкурса «Лучший врач года». Победителем стал анестезиолог-реаниматолог Андрей Токарев. Когда «ГиГ» сообщил эту весть в соцсетях, подписчики в комментариях начали оживленную дискуссию. Кто-то выражал благодарность врачу за успешную операцию или роды, кто-то возражал: благодарите акушеров и хирургов, а то велика ли задача анестезиолога - поставил укол с обезболивающим, и все. Однако в медицине ненужных людей нет, а работа анестезиолога куда сложнее и ответственнее, чем кажется обывателям. Об этом Андрей Токарев рассказал в интервью «ГиГ».
- Андрей Анатольевич, обрадовались победе?
- Для меня стало сюрпризом, что я вообще попал в список конкурсантов! Это значит, мою работу отметили.
- В соцсетях новость о вашей победе активно комментировали. Очень много благодарностей от мамочек.
- Часть моего рабочего времени проходит в роддоме. Наверное, меня запомнили, потому что я помимо выполнения медицинских обязанностей всегда стараюсь поддерживать рожениц психологически. Сейчас не только кесарево сечение, но и роды можно проводить с обезболиванием. Такой выбор делают 90 процентов женщин в мире. Но у нас в городе большинство отказывается от обезболивания.
Кесарево в большинстве случаев проходит под спинальной анестезией, когда женщина находится в сознании. Некоторые просят поставить общий наркоз, чтобы не видеть и не слышать ничего. Но в таком случае нельзя ребенка сразу приложить к груди, так как используются сильнодействующие препараты - наркотические анальгетики.
- В народе существует мнение, что работа анестезиолога - ерунда в сравнении с заслугами хирурга.
- Любую операцию выполняет не только хирург, а целая команда. Сделать все одному невозможно. Анестезиолог - ангел-хранитель пациента. Хирург занимается операционной раной, он максимально сосредоточен на своей задаче, потому что знает, в это время анестезиолог контролирует сердечно-сосудистую систему пациента, его дыхание - то есть все жизненно важные функции организма. У нас есть специальная аппаратура, отслеживается каждая мелочь, вплоть до того, сколько кислорода и углекислого газа пациент вдохнул и выдохнул.
Конечный результат операции зависит от всей бригады - и от тех, кто латает раны, и от тех, кто обеспечивает чистоту и порядок в операционной, стерилизует инструменты, работает с аппаратурой. К тому же мало просто провести операцию, затем пациенту нужно обеспечить правильный уход, лечение, поставить на ноги и уже здоровым отправить домой.
- Можно ли как-то облегчить посленаркозный период?
- Современные препараты меньше угнетают функции печени, почек, мягче воздействуют на сердечно-сосудистую систему. Чтобы минимизировать негативные последствия, используются несколько видов анестезии сразу. При этом важно не только подобрать подходящий пациенту препарат, но и тщательно рассчитать дозировку. Приведу для ясности простую аналогию: можно залить в себя литр плохой водки и потом болеть с похмелья, а можно выпить хорошего красного вина и наутро быть в прекрасной форме. Действие препаратов примерно одинаковое, а последствия радикально отличаются.
- Несмотря на прогресс, пациенты продолжают бояться наркоза?
- Люди боятся неизвестности: что с ними будет происходить на операционном столе, пока они без сознания? Стараемся успокоить, дать пациентам хороший психологический настрой, объясняем, что и как. Особенно трудно с детьми. А если быть совсем точным, с их родственниками. Мам, пап и бабушек с дедушками бывает намного сложнее успокоить, чем самого ребенка. Но еще труднее работать с теми, кто начитался советов в интернете, или, хуже того, насмотрелся фильмов про больницу и пытается спорить с медиками. А нужно-то совсем немного - просто довериться анестезиологу.
Беседовала Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА