Понедельник, 25 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Людмила РЕШЕТНЕВА: удивительный человек, красивая женщина

5 февраля 2016 / Общество / 0
Людмила Георгиевна Решетнева, вдова основателя космической фирмы в Железногорске Михаила Решетнева, скончалась 6 января в Москве, где жила последние годы. Не зря говорят, что человек жив, пока его помнят. Слова, дела, поступки… Более 30 лет Михаил Федорович руководил большим коллективом специалистов Научно-производственного объединения прикладной механики.

Оставил созданное им предприятие и ДЕЛО. Именем Решетнева названы улица и площадь в городе, который стал ему родным, школа и вуз, пассажирский самолет Ил-96 и даже малая планета. Сохранить память об этом стало делом жизни Людмилы Решетневой, супруги и боевой подруги.

Познакомил их спорт. «Я на коньках бегала, королевой легкой атлетики была, - рассказывала Людмила Георгиевна о встрече с будущим мужем. - В Красноярск-26 приехала готовой спортсменкой по легкой атлетике, была даже в свое время чемпионкой Московской области по барьерному бегу среди школьниц, потом выступала за военный округ, в пятиборье участвовала (Михаил Федорович тоже серьезно занимался спортом, где-то на соревнованиях они и познакомились, - авт.). А на НПО ПМ, конечно же, копье метать никто не умел, так что первое место в этом виде спорта мне было сразу обеспечено. В беге и на 200, и на 400 м тоже высокие результаты показывала. И нам тогда так хотелось побеждать!»

Желание побеждать пришло, конечно, позже. Сначала нужно было выжить - в военные и послевоенные годы. Этот опыт один из самых главных. «Помогала жизненная закалка, - признавалась потом в интервью Людмила Георгиевна. - Отец у меня погиб в сорок первом, мать осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. А война застала нас в поезде, когда мы ехали в Смоленск. И остались мы в том, в чем были. Так началась школа выживания. А потом учеба и работа».

Вклад Решетнева в отечественную науку и космическую отрасль трудно переоценить. Двадцать лет после смерти мужа Людмила Георгиевна рассказывала о нем, делилась воспоминаниями, участвовала во многих памятных мероприятиях, посвященных знаменитому супругу. В июне 2007 года на презентации книги о М.Ф.Решетневе на НПО ПМ (ныне АО «ИСС») руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов вручил вдове орден «Великая Победа», которым удостоили академика посмертно. В 2009-м, в год его 85-летия, присутствовала на открытии мемориальной доски в Железногорске.

Решение о переезде в Москву через год после смерти Решетнева далось непросто. А вот в том, чтобы Михаил Федорович нашел упокоение там, где оставил дело своей жизни, сомнений практически не было. Хотя Академия наук предлагала похоронить железногорского академика со всеми почестями на Новодевичьем кладбище. Каждое лето она приезжала в Железногорск, чтобы сходить на могилу к мужу, встретиться с друзьями и коллегами по космической фирме. «Я всегда сюда приезжаю, как в родной дом, в свою семью, - вспоминала Людмила Георгиевна. - Еду по городу и вижу все изменения до мелочей: что-то подстроили, где-то деревья посадили. И какие люди! Так тепло с ними, душевно, такие гостеприимные. Это не москвичи - те вечно какие-то озабоченные, все куда-то бегут...»
Про нее говорили - удивительный человек, красивая женщина, очень сильная. Она привыкла добиваться намеченной цели и оставаться привлекательной женщиной. «Гроза», - определял характер бабушки внук Михаил.

И пояснял: на вид такая бойкая всегда, а на самом деле мягкая, доверчивая, иногда даже наивная. Очень эмоциональная, темпераментная, хотя и умеет сдерживаться. А повод проверить силу характера наверняка был, и не раз. Она сама признавалась, что подсчитала как-то и выяснила - в разъездах руководитель звездной фирмы находился 8 месяцев в году: «А мне оставалось только четыре. Уедет на два-три месяца, а мне письма пишет. Такие письма!!!»

В одном из интервью Людмила Георгиевна признавалась: «Не думала, что настолько переживу мужа. Помню, Новый 1996 год отметили, я и говорю: «Скоро двухтысячный!» А Михаил Федорович ответил: «Да, уж до двухтысячного-то доживем». - «Скоро на пенсию, может, дачку купить поближе к Западу - ты с Украины, я тоже с тех краев». А он: «Куда ехать, где мы нужны? Здесь все свои, уж худо-бедно пропасть не дадут». Никто о смерти тогда не думал».

Подготовила Елена НАУМОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения