Рецидивная преступность в городе в 2015 году увеличилась - Железногорск сделал в этом отношении самый большой скачок по краю и перещеголял даже российскую статистику. Почему это произошло и что ожидать в 2016-м, рассказала начальник местного филиала УИИ Елена Булгина.
- Елена, известно, что проценты при подсчете уровня преступности - вещь не совсем корректная. Насколько серьезна у нас ситуация с рецидивными правонарушениями?
- Из 689 осужденных, прошедших за минувший год по учету филиала уголовно-исполнительной инспекции, 32 человека совершили повторные преступления в период испытательного срока. Для сравнения, в 2014-м на рецидив пошли 28 человек. Так что прирост действительно есть. Причем на повторное преступление решились так называемые первоходки, то есть те, кто был осужден условно и не имел негативного опыта жизни в местах лишения свободы. Раньше такого никогда не случалось. Получается, условный срок осужденные не воспринимают как наказание.
Увеличивается также рецидивная преступность среди несовершеннолетних. В основном прирост дают вечерняя школа, промышленный колледж и техникум инновационных технологий (бывшее ПУ-10). В подавляющем большинстве случаев суд не отправляет подростков на зону - они получают условные сроки и автоматически становятся нашими подопечными. Но, тем не менее, испытание свободой не выдерживают: в 2015 году трое условно осужденных тинейджеров умудрились вновь оказаться на скамье подсудимых. Одного недавно отправили на зону. Его только в середине февраля осудили условно за грабеж, поставили на учет в УИИ, и через два дня он опять совершил такое же преступление. Второго шанса погулять на воле парню не дали.
- Несовершеннолетние рецидивисты - это новое явление?
- Нет, такое случалось и раньше. Но поменялось качество рецидивных правонарушений. Обычно это были преступления против собственности - кражи, грабежи. Сегодня уже зафиксирован рецидив по 228 статье (незаконный оборот наркотиков). Настораживает и другое. Никогда раньше осужденные подростки не вели себя так нагло, как сейчас. К примеру, они могут игнорировать вмененные судом ограничения по времени. Скажем, им нельзя находиться вне дома после 22 часов, но во время рейдов, которые мы проводим совместно с инспекторами ОДН, выясняется, что по месту жительства нашего подопечного нет. Родители только разводят руками, хотя они обязаны следить за соблюдением решения суда. «Он просто смеется над вами и вашими запретами, и ваши слова для него значения не имеют», - говорят нам родители.
- Чем может закончиться игнорирование судебного решения для несовершеннолетнего осужденного?
- В перспективе - реальным сроком. Одному нарушителю, которого мы недавно выявили, испытательный срок будет продлен - он только что встал на учет в уголовно-исполнительной инспекции. По второму «штрафнику» в суде уже находится материал на отмену условного осуждения. А ведь только накануне в судебном заседании подросток заявил, что впредь будет исполнять обязанности, возложенные на него. И тут же нарушил свое слово. Скорее всего, его отправят на зону.
- Правда ли, что в Железногорске есть криминальные династии?
- Да, шесть железногорских семей на протяжении многих лет являются нашими постоянными клиентами. Когда мы слышим одну из этих фамилий, то понимаем, что нужно готовиться к рецидиву. Причем это полные семьи, дети проживают вместе с родителями и обучаются у них преступному ремеслу. Периодически кто-то из взрослых и несовершеннолетних уходит на зону, а следом подрастает новая смена.
- После амнистии, приуроченной к 70-летию Победы, у вас должно быть намного меньше работы?
- Работы меньше не стало. После амнистии мы сняли с учета 182 человека. Но буквально за два месяца число осужденных стало увеличиваться с большой скоростью. Причем возвращаются те же самые люди, которые были прощены государством.
- Что можно сказать о рецидиве преступности текущего года?
- Об этом говорить пока рано. Но мы предполагаем, что произойдет большой скачок по делам в отношении водителей, повторно находившихся пьяными за рулем. Судя по всему, уголовная ответственность этих граждан не пугает, ведь пока наш суд наказывает по этой статье лишь обязательными исправительными работами и штрафом. Уже есть факты, когда дважды осужденный за пьяное вождение вновь садится за руль нетрезвым, попадается и опять отделывается легким испугом. Но эта ситуация не может продолжаться бесконечно. В некоторых регионах уже есть прецеденты, когда суды приговаривают за вождение в пьяном виде к реальному сроку. В Красноярском крае такая судебная практика пока еще не сложилась, но рано или поздно это придет и к нам.
беседовала Анастасия ЗЫКОВА