В Железногорске прошел окружной педагогический семинар-совещание на тему «Итоги деятельности системы образования Красноярского края в 2015 году и приоритетные направления деятельности на 2016 год». Какие задачи поставлены перед городским образованием на перспективу? И самое главное, реально ли их выполнить?
Детский сад какой-то
Как пояснила в своем докладе первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина, перед системой образования страны поставлены масштабные цели - создание эффективных механизмов постоянного обновления содержания образования, а также создание общенациональной системы профессионального обучения. Для Железногорска эта тема далеко не новая - задачу перед местным образованием формируют два крупнейших градообразующих предприятия - ГХК и ИСС.
- Логика развития нашего образования диктуется теми обстоятельствами, которые складываются в экономике и социальной сфере, - заявил в приветственном слове к участникам семинара глава ЗАТО Вадим Медведев. - Важно, чтобы выпускники школ после получения профессионального образования были востребованы на предприятиях Железногорска. Для этого профориентационной работой начинают заниматься уже в детском саду.
К слову, в Железногорске, в отличие от других городов края, уже несколько лет нет очередей на места в детских садах для детей возрасте от 3 до 7 лет. Наши родители даже позволяют себе выбирать садик, чтобы он был поближе к дому и в нем работали по модной обучающей программе.
Специально для сомневающихся
Выпускники железногорских школ стабильно показывают высокие результаты на ЕГЭ. Причем такого уровня, что это вызывало подозрение у контрольно-надзорных органов. В 2015 году при среднем балле по математике по краю - 41,29, в гимназии 91 выпускники нарешали в среднем на 52 балла, в лицее 103 - на 52,94 балла, а в 102-м - аж на 56! Во всех этих школах специалисты просмотрели видеозаписи, но никаких нарушений процедуры проведения экзамена не нашли, сообщила Наталья Анохина. Валерий Головкин даже немного обиделся: «Мы готовы подтвердить любой процент для тех, кто сомневается в результатах ЕГЭ наших детей».
Текущая ситуация обязывает
А теперь о проблемах, с которыми неизбежно столкнется городское образование уже в ближайшее время.
- Текущая ситуация обязывает школы быть готовыми к обучению детей с ограниченными возможностями развития, - заявила на семинаре Наталья Анохина.
Это значит, что родители детей-инвалидов будут иметь право прийти в любую школу со своим ребенком, а школа должна обеспечить образование таких детей. Понятно, что создать безбарьерную среду, приобрести специализированное оборудование одномоментно школам невозможно. Программа «Доступная среда» будет проводиться системно, но пока речи о выделении дополнительных федеральных средств не идет. Но тем не менее, к 2020 году показатель доступности дошкольного и общего образования для детей-инвалидов должен составлять 100 процентов.
Вторая серьезная проблема - дефицит педагогических кадров. По прогнозам к 2018 году количество школьников в крае возрастет до 27680 человек, что потребует увеличения количества учителей более чем на 1,5 тысячи человек, сообщила Анохина. С учетом имеющихся вакансий (более 800) дефицит педагогических кадров составит практически 2 тысячи человек. Это без учета того, что люди, находящиеся в глубоко пенсионном возрасте, все-таки уйдут из школы. Надежды на молодую смену призрачны - более 60 процентов выпускников педвузов покидают школу в первые два года работы.
Однако даже не эта тенденция беспокоит железногорское образование больше всего. Со 2 января нынешнего года вступили в силу очередные изменения в СанПиН. Согласно правилам увеличиваются нормы площади в классах на одного учащегося. Если бы данные нормы были введены в действие сейчас, то в школах потребовалось создать дополнительно более 116 класс-комплектов. После консультирования с краевой прокуратурой было решено, что с 1 сентября по новым требования нам нужно открыть дополнительно 14 первых классов. А это 14 дополнительных кабинетов и 14 дополнительных педагогов! А еще требуется шесть новых 10 классов.
- Я не хочу быть пессимистом, - закончил свое выступление Валерий Головкин, физик по образованию, - но как физически выполнить эту задачу, непонятно.
Марина СИНЮТИНА