Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Прививка создателя

21 марта 2016 / Общество / 0
Знакомьтесь - Николай Савельев и Максим Морозов. Оба ученики 10 класса школы 101. Вместе они составляют команду «Компоробот», которая уже известна не то что за пределами Железногорска, а в границах планеты Земля. Николай и Максим - финалисты Всемирной робототехнической олимпиады WRO2014 в Сочи, неоднократные победители и призеры всероссийских и региональных соревнований по робототехнике. Уже в 2016 году они стали победителями регионального этапа всероссийского фестиваля по профессиональной робототехнике «РОБОПРОФ».

- Надо было чем-то занять время, и я взял в руки свой первый набор «Лего», из которого можно было собрать робота, - вспоминает первый опыт Максим. - Единственное, что умел тот робот, это двигаться по прямой. Но само чувство, что я могу запустить такую машину и заставить ее работать, понравилось. Рядом оказался приятель, который также бредил роботами. С тех пор прошло уже семь лет.

Теперь ребята самостоятельно с официального расписания (2 часа два раза в неделю) перешли на режим 4 часа за раз, а то и шесть. Роботы не покидают их головы, и нередко родителям приходится заставлять подростков оставить компьютеры в покое. А что поделаешь, хочешь быть лучшим - надо быть всегда наготове. Прошлые поражения не дают спать парням спокойно.

Слишком сложная конструкция робота не позволила победить в Сочи. Задача была развернуть либо перевернуть разноцветные панели за две минуты. Команда из Таиланда предпочла работать двумя быстрыми малыми роботами и за каждой панелью ездить отдельно. Железногорский робот был большой и более медлительный, зато мог брать много панелей сразу. Увы, скорость оказалась решающим фактором. Парни наши не успевали и отставали от тайцев, которые выполнили даже дополнительные задания и победили. Урок учтен.

Между собой старшеклассники никак не делят роли в команде. Распределения кто голова, а кто руки здесь нет. Хотя Николай в шутку говорит, что в их дуэте один - философский камень, а другой - вода, вместе получается золото! Кто знает, может быть, в этой алхимии и есть какая-то правда. Ведь чемпионаты им покоряются регулярно. В школе парней едва ли не освобождают от уроков физики и информатики. Чему их учить-то?

- Сейчас мы переходим на более сложные конструкторы, развиваем алгоритмическое и 3D-мышление. Уверен, что полученные навыки пригодятся в будущей профессии, робототехнику бросать не собираюсь, - продолжает Савельев. - Но приходится контролировать себя. На соревнованиях некоторые языки программирования запрещены, и потому за их использование могут оштрафовать не хуже, чем спортсменов за допинг.

Бессменный тренер команды, педагог дополнительного образования Станции юных техников по робототехнике Дмитрий Пинтюков, характеризуя сложившийся дуэт из 101-й, отмечает выросший уровень психологической и практической подготовки парней. Сейчас пара нацелена попасть на отборочный турнир в Казань. У Пинтюкова они лучшие, но таких лучших могло бы оказаться много больше. Было бы чем и на чем учить.

- Когда мы пытались обойтись без конструкторов «Лего», то создание самой простой двигающейся тележки занимало у школьников до полугода, - рассказывает Дмитрий Николаевич. - Понятно, что за это время ребята просто теряли интерес к предмету - ну очень долго! Набор «Лего» позволяет из готовых комплектующих за урок сделать действующую модель! Да это стоит 25 тысяч рублей за комплект, но эффект несравненно выше. Достигнув конкретного результата, дети получают цель на будущее. Может быть, это и высокие слова, но иногда удается сделать ребятам прививку создателя. Каждый год через мой кружок проходит множество детей. Кем-то движет интерес, кем-то практицизм, кем-то баловство. Но тот, кто однажды вкусил творчество, да еще смог достичь победы на соревнованиях, вряд ли бросит робототехнику.

Михаил МАРКОВИЧ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения