Многие из нас встречали его на улицах. Игорь Зимняков, на первый взгляд, самый обычный. Так же, как и остальные, встает утром, выходит из дома, садится в автобус и едет на работу. И ведет себя настолько естественно, что не каждый обратит внимание - а мужчина-то босой! Он не забыл обуться, не решил поискать острых ощущений, да и с головой все в порядке. Жизнь босиком для него - целая философия. Причем своя собственная, не связанная ни с какими сектами, обществами или религиями. «ГиГ» познакомился с Зимняковым и узнал подробности его необычного увлечения.
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную
В детстве Игорь любил книжки о приключениях, а его любимыми героями были Том Сойер и Гекльберри Финн. И главное, во все свои приключения ребята всегда отправлялись босиком. Зимняков мечтал стать таким же, как веселые, смелые и ловкие друзья из романа Марка Твена. Но тяжелый порок сердца делал невозможным то, что для других мальчишек казалось простым и повседневным. У Игоря постоянно мерзли руки и ноги, поэтому о ходьбе босиком не могло быть и речи. Даже летом в деревне!
Все прошло, когда врачи сделали ему операцию по коррекции порока. В один прекрасный день, встав утром с постели, мужчина понял - теперь ему можно все! С тех пор Игорь стал жадным - до жизни и новых впечатлений. Желание наверстать то, чего он был лишен из-за болезни, не оставило его и после 40.
- Я живу босиком, - пишет Зимняков в своем онлайн-дневнике. - Летом, бывает, неделями про обувь не вспоминаю. Мне нравится чувствовать землю под ногами. А еще я люблю путешествовать. Побродить по чернозему Курской области и по красному песку Хакасии. Забраться в самую чащу моей любимой тайги. Увидеть разные города. Пройти по кривым улицам Сочи и широким проспектам Москвы. По деревянным тротуарам, шершавому асфальту и нагретой солнцем брусчатке… Для меня открыт целый мир ощущений, с которым я не готов расстаться.
Тротуары чище, чем кажутся
Первое, что интересует людей, узнавших о необычном увлечении Игоря, - не страшно ли ходить босиком? Даже в лесу наступить на шишку - приятного мало, а уж в городской среде битое стекло, мусор, острые камни и (Бр-р-р! Не дай бог, конечно!) собачьи какашки - обычное дело.
- Тем, кто никогда не чувствовал тепло и шершавость тротуара под босыми ногами, может показаться, что он такой весь страшный, грязный и опасный, - отвечает наш герой. - Открою тайну: чтобы порезаться осколком битого стекла, надо хорошо постараться! Когда ходишь босиком не пару раз в год по песочку, а постоянно и везде, кожа становится достаточно прочной, но при этом сохраняет и эластичность, и чувствительность. Так что мелкие камешки, стеклышки и зернышки только приятно покалывают!
Что касается инфекций, Зимняков уверен, что все эти страхи сильно надуманы. Он уверяет, что в умеренных широтах ничего такого страшного в земле не водится. На тех же поручнях в автобусе микробов ничуть не меньше - при этом все без страха берутся за них голыми руками.
- Туда, где действительно можно что-то подхватить, вы бы и в обуви не полезли, - заключает инженер-программист(?). - Вообще, я не так уж мало повидал разных городов, и не встречал такого, чтобы на улицах совсем грязно было. В Москве, например, тротуары даже моют чистящими средствами.
Мороз снежком укутывал
Зимой босоногая жизнь, несмотря на холод, не заканчивается. Игорь любит пройтись по нетронутому снегу или утоптанной лесной тропинке, ощутить под ногами гладкость льда и покалывание сухих, припорошенных снегом травинок. В хороший мороз (градусов 15-18), говорит Зимняков, утоптанный снег сухой и твердый - идешь по нему, как по гладкому полу. На снежной целине - легкий и сыпучий, как мелкая крупа.
- Только надо быть внимательным, мороз шутить не любит, - предупреждает железногорец. - Если заметил, что кожа теряет чувствительность - все, хватит. В холод лучше всего разуваться после лыжной прогулки. Когда все мышцы разогреты, холодно не будет.
При нулевой температуре, уверяет Зимняков, все иначе. Обморозиться не страшно, можно без опаски побродить и полчаса, полюбоваться зимней сказкой заснеженного леса…
Что люди скажут?
Большинство людей реагируют на босоногого горожанина нормально. По словам Зимнякова, никто не воспринимает его увлечение как что-то из ряда вон выходящее. Ему не грубят, не показывают пальцем, не обижают. Конечно, он старается держаться подальше от пьяных компаний, которые только и ищут повода позадираться. Но ведь таких лучше обходить стороной в любом случае - независимо от наличия обуви.
- Я вот что заметил: когда иду один или с другом, который хорошо меня знает, почти никто на меня не обращает внимания, - признается Игорь. - А если рядом человек, который нервничает, ждет подвоха, какой-то негативной реакции окружающих, мы сразу начинаем притягивать взгляды.
Сам Зимняков объясняет подобное явление чистой психологией. Если он занят обычным повседневным делом, то люди видят, что ничего странного не происходит, и никак не реагируют. Если же человек смущается и нервничает, окружающие сразу чувствуют сигнал: «Что-то неправильно!» Однажды Игорь проходил через оцепление во время концерта на городской площади. Полицейский только спросил: «Не порежетесь?». «Нет, не порежусь», - ответил Зимняков. Больше вопросов не прозвучало. И все-таки в мегаполисах намного проще - там меньше всего обращают внимания на какие-либо странности.
- В большом городе гулять босиком очень легко, - вспоминает Игорь. - Косых взглядов не ждешь, никто не выражает удивления. Наверное, в наших столицах уже трудно кого-то чем-то удивить.
И все-таки обувь!
Гулять по улицам - одно. Но ведь есть в городах море других мест, где босиком находиться уже не так удобно, как на теплой брусчатке. Например, в общественном транспорте. Любому стало бы страшно за свои ноги при виде дамочек на тонких, как иголочки, шпильках.
- Так ведь у нас многие ходят в открытых сандалиях, а то и в сланцах, защищающих только ступню! - удивляется вопросу Игорь. - Так что в отношении шпилек все в равных условиях. Мне за всю жизнь отдавили ногу в автобусе только один раз - зимой, когда я был в обуви. Может быть, как раз поэтому, кстати! Босиком лучше чувствуешь окружающее пространство и все, что в нем находится.
Люди в форме не предъявляют босому железногорцу претензий - в России нет законов, ограничивающих пребывание людей босиком в общественных местах или, например, на паспортном контроле в аэропорту или на таможне. Но все же в серьезных местах лучше обуться. Особенно, если приходится иметь дело с сотрудниками при исполнении - им чувство юмора по должности не положено, говорит Зимняков, зато положено бдить. Все, что отличается от стандарта, дает людям в форме повод для повышенного внимания. А оно ни к чему. Вот, к примеру, в поезде вполне можно ехать босиком, но садиться в вагон лучше в обуви - чтобы не возникало лишних вопросов.
Сам Игорь работает в научно-произведственной фирме.
- Конечно, мы говорим только о свободном времени, - предупреждает Зимняков. - Если вы на службе, надо соответствовать. Я знаю людей, которые увольнялись с работы из-за того, что им запрещали быть босиком - но, по-моему, это уже перебор.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА