Начался новый учебный год. Чем он будет отличаться от всех предыдущих? Какие изменения вступают в силу с 1 сентября? Что должны или не должны оплачивать родители? «ГиГ» задал вопросы руководителю управления образования Валерию Головкину.
Я противник рейтингования, особенно когда оно вертикальное
- Что нового принесет учебный год?
- С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это коснется тех, кто придет в первые классы. Год назад в Красноярском крае была сформирована сеть пилотных школ, которые апробировали этот ФГОС. В Железногорске такой школой стала 93-я. Там были созданы необходимые условия для детей с ОВЗ. Включение их в образовательный процесс требует целого комплекса мер: разработку адаптированной образовательной программы, переподготовки учителя, наличия специалиста-дефектолога, подготовительной работы с родителями других детей и с самими детьми. Остальных учеников надо подготовить, чтобы «особенный» ребенок не стал изгоем в классе, и к нему относились, как к обычному человеку. Но дети с ОВЗ есть не только в школах, но и в детсадах. Порядка сорока таких малышей сейчас находятся в дошкольных учреждениях. Внедрение нового ФГОСа - неимоверно сложная задача. Мы с обычными-то до конца не разобрались, а здесь - совершенно новая страница. И, к сожалению, вопросов пока больше, чем ответов.
- В прошлом году в Железногорске открыли три специализированных класса. Будут ли новые?
- Политика Красноярского края направлена на повышение качества математического образования. на подготовку инженерных кадров. Именно по этой причине в регионе развивается сеть специализированных физико-математических и инженерно-технологических классов. В Железногорске год назад появилось три: в 102 лицее, 91 гимназии и 106 школе. С 1 сентября в дополнение к ним открываются еще четыре класса. К организации их деятельности предъявляются особые требования: взаимодействие с высшими учебными заведениями, специальные курсы, лекции, занятия, современная материальная база, учителя высшей категории, умеющие вести проектную деятельность и работать в режиме системного подхода. В этих классах должен быть создан режим полного дня.
- Уже есть какой-то результат?
- Пока подводить итоги рано. Через год эти ученики подойдут к выпуску из 9-го и 11-го, тогда и станет ясно, какие корректировки требуется внести в содержание образовательного процесса. Эти дети на выходе должны показывать совсем другие результаты. Мы при этом не гонимся только за высоким баллом ЕГЭ, важны также олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции и так далее.
- Довольны ли вы уровнем сдачи ЕГЭ? В каких областях мы сильнее всего, а где надо бы усилить и углубить?
- В части обязательных экзаменов - русского языка и математики - тенденция положительная. Что касается самых популярных экзаменов по выбору, уже три года стабильная динамика наблюдается по обществознанию, а вот средний балл по физике и информатике непредсказуемо скачет из года в год. Это тема для скрупулезного профессионального анализа. Необходимо понять, как выправить ситуацию. По всем остальным предметам по выбору средний балл в Железногорске выше, чем по Красноярскому краю. Но куда важнее наш собственный прогресс относительно прежних результатов.
- Куда поступают наши выпускники?
- По-прежнему в приоритете вузы европейской части России. Это понятно - там мощная научная школа. Не могу ни одного из выпускников упрекнуть за это, ведь качество высшего образования - основа для их дальнейшей жизни и карьеры. Около 90 процентов выпускников 11 классов поступают в вузы, причем достаточно престижные.
- Москва ежегодно составляет рейтинги школ. А что в Железногорске? Какие школы можно выделить?
- Я противник рейтингования, особенно когда оно вертикальное. Даже в таком компактном городе, как наш, в разных микрорайонах живут люди разного социально-экономического статуса. И дети, приходящие в различные школы, тоже разные. То, что нет и не может быть одинаковых учебных заведений, понятно должно быть всем. В разнообразии школ, на мой взгляд, как раз и заложено решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей. А лидеры у нас, конечно же, есть: в учебной деятельности, в спорте, в искусстве. На это нацелена и система работы с одаренными детьми. Мне кажется, на сегодня для выявления лидеров вполне достаточно рейтингов региональных и федеральных.
Мы все пересчитали вдоль и поперек
- Как в образовании с кадрами?
- На сегодня острота проблемы с педагогическими кадрами минимизирована. Больше всего переживал за школы - из-за измененных СанПиНов мы сформировали дополнительно 7 первых и 5 десятых классов. Во время приемки я смог убедиться, что директора школ с достоинством вышли из ситуации: вакансии закрыты, учителя в наличии, классы закреплены, а кабинеты готовы принять первоклашек. Я благодарен коллективам, которые смогли найти возможность все это реализовать. Что касается дошкольных учреждений, то вопросы по состоянию кадров время от времени возникают, но по состоянию на 1 августа текущего года было всего 5 вакансий воспитателя. Хорошее подспорье в этом вопросе - квартиры, которые нам выделяет муниципалитет. Это позволяет существенным образом решать проблему, приглашать специалистов из других городов.
- С 2017 года вступит в силу профессиональный стандарт педагога. Соответствуют ли наши учителя и воспитатели новым требованиям?
- Это еще одна непростая для краевого и железногорского образования тема. Стандарт представляет собой пакет документов, которые включают список личностных и квалификационных требований к педагогу. Это описание, каким должен быть учитель (воспитатель), что обязан знать и уметь. За оставшееся до января время нам предстоит провести ревизию и определить, каждый ли педагог с формальной точки зрения будет соответствовать этому стандарту на момент его вступления в силу. В случае каких-то сомнений есть полгода, чтобы провести переподготовку кадров и повышение квалификации. Но, с моей точки зрения, лучше бы введение этого стандарта отодвинули по времени. У меня есть опасения, что на 1 января 2017 года нас ждут серьезные сложности - стандарт выставляет очень высокую планку для преподавателей. В этом смысле показательны краевые итоги аттестации воспитателей и учителей начальных классов на первую и высшую категории, которая проводилась в прошедшем учебном году с применением положений Стандарта. Более 100 педагогов аттестацию не прошли. Думаю, что это лучшее подтверждение моих опасений.
- Но все ради детей!
- Да, центральным звеном любого образовательного учреждения является ребенок. А мы, взрослые, вращаемся вокруг него, как планеты вокруг Солнца.
- Вы упомянули, что 1 сентября открылось 12 дополнительных классов. Но что будет, когда эти дети перейдут во второй и одиннадцатый классы? Где взять столько новых помещений?
- Рад, что генеральная прокуратура понимает: нельзя нарушать отношения внутри уже сложившихся коллективов, расселять учеников по другим классам или даже школам. Поэтому вторые-девятые и одиннадцатые классы не трогают, и новое санитарное законодательство мы исполняем только относительно вновь набираемых классов - первых и десятых. Задача ставилась непростая, но мы справились. Конечно, будут определенные последствия. Через год эти же дети пойдут во вторые и одиннадцатые классы, а новых учеников, если ничего не поменяется, нам предстоит набирать опять же в соответствии с СанПиН. Уже сегодня есть вопрос по поводу имеющихся площадей. Мы все пересчитали вдоль и поперек. И гимназия 91, например, уже дошла до предела: если в течение ближайшего года не решить вопрос передачи школе дополнительного здания, то 1 сентября 2017 года придется вводить вторую смену. Школа 106 в этом году потеснила предметные кабинеты, чтобы открыть дополнительный первый класс, а 101-й пришлось один из начальных классов перевести в здание старшего блока. Школа 100 вынуждена сегодня взять часть площадей филиала ДХШ, а через год просить освободить оставшиеся помещения. Так что проблема нехватки площадей требует решения.
- Некоторые регионы вообще закрыли глаза на требования СанПиН!
- По информации, которую я знаю из официальных источников, во всем Красноярском крае тема измененных санитарных норм затронула только Норильск и Железногорск. Всех остальных она до сих пор не волнует - там, видимо, занимаются другими вопросами. Но закрывать глаза и не исполнять законодательство - непозволительная роскошь с печальными последствиями. Тем более что надзорные органы начеку. Об этом знает каждый руководитель образовательного учреждения.
Если у родителя нет возможности или желания вкладывать средства, никто не вправе его заставить
- Сколько в новом учебном году будет стоить школьное питание?
- Стоимость питания на 1 сентября не изменилась: завтрак для ученика 6-11 лет стоит 62 рубля, для школьника 12-18 лет - 70 рублей, обед - 73 и 78 рублей соответственно, полдник - 26 рублей. Льготникам питание оплачивается из средств городского и краевого бюджетов. Это дети из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, из многодетных семей и дети одиноких родителей с уровнем дохода не более 1,25 величины прожиточного минимума, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении, дети с ОВЗ. Если ребенка из числа перечисленных выше категорий подвозят организованно в школу из поселков, то ему по краевому закону полагается еще и горячий обед. Двухразовым питанием обеспечиваются и дети с ОВЗ. Цикличное двухнедельное меню разработано с учетом требований СанПиН.
- Учебники для школьников по-прежнему бесплатные?
- Последние несколько лет учебники закупались централизованно краевым министерством образования. С 2016 года ситуация в корне поменялась. Теперь средства на приобретение учебников закладываются непосредственно в объем субвенций для каждой школы исходя из итогов комплектования. То есть в зависимости от того, сколько детей сядет за парты в конкретном учреждении. Школы напрямую заключают контракты с издательствами и закупают учебники. Все эти тонкости никак не сказываются на учениках и их родителях - дети, как и в прошлые годы, обеспечиваются всеми необходимыми учебниками в соответствии с реализуемыми образовательными программами и входящими в федеральный перечень. Что касается рабочих тетрадей, то они приобретаются за счет средств родителей.
- А как быть с родительскими добровольно-принудительными взносами? Многие опасаются давления на ребенка за отказ сдать деньги на общие нужды.
- Вопрос о сборе средств на то или иное благое дело - будь то обустройство площадки в детском саду, закупка инвентаря или ремонт кабинета в школе - должен инициироваться не школой и не детским садом, а исключительно родителями. И только родители вправе решить, на что именно эти деньги будут направлены. Что касается добровольности, я всегда говорю одно: если у человека нет возможности или желания вкладывать средства, никто не вправе его заставить, упрекнуть, внести в какой-то черный список или хотя бы слово сказать об этом ребенку.
Ольга Васильева - первый министр, который сам побывал в мундире учителя
- Тем временем учителя продолжают жаловаться на низкие зарплаты.
- Денег никогда много не бывает! Но все-таки уровень заработной платы педагогических работников изменился в лучшую сторону по сравнению с тем, что было раньше. Это результат перехода в 2011 году на новую систему оплаты труда.
- Вот как раз к этой системе масса нареканий.
- Человек, мне кажется, по природе своей очень субъективен, особенно когда дело касается распределения, в том числе и денег. Думаю, никогда не настанет такая ситуация, чтобы все остались одинаково довольны. В любом случае будут вопросы, сомнения и подозрения. Это проблема не новой системы оплаты труда, а ее реализации в конкретных учреждениях. Идеология НСОТ правильная - деньги за результат. Чем выше качество работы, тем больше зарплата. У педагогов появился стимул регулярно иметь достижения в своей деятельности. А если человек хочет работать без результатов, а получать много, он никакой системой оплаты не будет доволен, пока вообще всем не станут платить поровну.
Если вернуться к вопросу, что нового нам готовит учебный год, то оклады педагогов с января 2017 года повысятся на 30 процентов, а для других категорий персонала образовательных учреждений - на 10. Правда, фонд заработной платы не изменится, и все повышения пройдут в его пределах за счет изменения доли стимулирующих выплат.
- То есть зарплата останется той же, по сути? В чем тогда смысл?
- Это уже тема плюсов и минусов СОТ. Считаю, что изначально при переходе на новую систему было бы правильно увеличить фонд заработной платы процентов на 30. С этих денег и платились бы надбавки учителям за достижения в работе. Тогда не пришлось бы манипулировать строчками, перебрасывая средства с одной на другую. А если мы наращиваем оклады за счет стимулирующей части, иначе как манипуляцией я это назвать не могу. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что и в этой ситуации есть свои плюсы.
- Может, новый министр образования что-то изменит?
- Ольга Васильева для меня, как и для многих, человек абсолютно новый. На моей памяти это первый министр, который сам побывал в мундире учителя и знает учительскую долю. Это внушает оптимизм. К тому же в одном из первых интервью она говорила об учителе как ключевой фигуре в образовании. Теперь осталось дождаться, чтобы опыт Ольги Юрьевны и озвученные ею тезисы вылились в правильные шаги. Считаю, необходимо прекратить постоянные реформы образования и пойти более рациональным путем. Если реформу запустили, надо дать ей прожить цикл в пилотном режиме, проанализировать результаты, и потом либо отказаться от идеи, либо протиражировать на всю страну. Но запускать одновременно несколько очень важных стратегических направлений, как это было в последнее десятилетие, неправильно. Педагогическое сообщество не успевает переварить все эти нововведения. Конечно, без изменений жить невозможно, но когда на них накладывается еще и вал всевозможных отчетов, становится непонятно, для чего все это нужно, а главное - ради кого. Если во главу угла ставить ребенка, его интересы, его развитие, то в этой области нужно наводить порядок.
Беседовала Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА