Как решилась судьба Гортеплоэнерго? Проще или сложнее работать с частником на муниципальном рынке экономики? Как взаимодействовать с Советом, если часть депутатов всегда голосует против? Можно ли верить кандидатам, обещающим все изменить, как только они придут к власти? Глава администрации Железногорска Сергей Пешков ответил на вопросы «ГиГ».
- Сергей Евгеньевич, в 2015-м вы выиграли конкурс на должность главы администрации Железногорска и продолжили работу на этом посту. Как прошел этот год?
- Я долго думал на эту тему – идти или не идти на второй срок. Работа серьезная, непростая. Тем не менее, такое решение принял, заявился на конкурс и выиграл. Чем отличается этот год от предыдущих шести? Наверное, в большей степени тем, что за прошедшие пять лет довольно много было подготовительной работы, результат которой проявляется не сразу, а постепенно. Огромную работу провели по теплоснабжению. Теперь все оборудование находится в собственности края, эксплуатирующая организация краевая и муниципальная - это очень важно. Было много проблем с выплатой компенсации выпадающих доходов. Удалось – и сделано не за один день, а за несколько лет! - уменьшить тариф на тепло. Пока снижение тарифов не так заметно сказалось на жителях, поскольку компенсационные выплаты из бюджета сохранились. Но юридические лица стали меньше платить на 19 процентов - это существенно для бюджета, освободились 40 миллионов рублей, которые пошли на актуальные городские нужды. Работу по уменьшению тарифов не останавливаем ни на минуту, ведем ее и обязательно достигнем необходимого результата.
Из важных событий за год – ввод в эксплуатацию подстанции «Город». Начался вопрос в 2010 году, его основная цель – приведение в город дополнительных 50 мегаватт для развития производств. Для этого нам пришлось провести реорганизацию Горэлектросети в том числе. Помню, как на митингах некоторые выступали и говорили, что никогда в жизни эту подстанцию не построим. Но оказались глубоко неправы.
- По прошествии лет можно сказать, что городские власти все правильно сделали?
- Считаю, абсолютно все правильно. Подстанция и линия введены в эксплуатацию, и буквально в ближайшее время первые нагрузки возьмут и АО «ИСС», и промпарк. Есть проект на прокладку нового кабеля в старую часть города, чтобы и там получать необходимую мощность. Все разговоры о том, что в Железногорске полно мощностей и новые не востребованы - ерунда полная. В городе их не было. По большому счету, если бы не перспектива новой подстанции, под большим вопросом было бы строительство новых производств АО «ИСС». Академия МЧС с большим трудом подключалась. Сейчас, с введением в строй подстанции, мощности появились, и их можно распределять.
Еще один проект – промпарк. Надеюсь, что в этом году все формальности будут отрегулированы и первые резиденты начнут работать. Это важно для города, важно для края. С одной стороны – выпуск инновационной продукции, с другой - занятость населения, развитие малого и среднего бизнеса. Это современные задачи, они решаются в нашем городе, в отличие от многих других территорий.
- Как развивается муниципальный сектор экономики?
- Сейчас фактически завершилась история, связанная с долгом Гортеплоэнерго предприятиям Росатома. Два раза выставляли судебные приставы исполнительные листы, и в течение 7 дней предприятие должно было заплатить порядка 300 миллионов рублей, возникала угроза банкротства. Решили и эту проблему - исполнительные листы отозвали и достигли соглашения с кредитором АО «НИКИМТ-Атомстрой» об отказе от процентов «за пользование чужими деньгами» при условии выплаты основного долга. Мы эти условия выполнили. В связи с созданием краевой управляющей компании в сфере теплоснабжения, думаю, нам договориться станет гораздо проще.
Подчеркну, несмотря на непростую финансовую обстановку в Гортеплоэнерго, все отопительные сезоны за эти годы - нужно по дереву постучать! - прошли без аварий. Тем более, каждый год что-то менялось: либо ЖТЭЦ вводили, либо первую котельную передавали. Здесь нужно отдать должное профессионализму сотрудников муниципального предприятия и его руководителя Виктора Дранишникова.
- Ваше отношение к настойчивым предложениям пустить частника на муниципальный рынок?
- Да, такие разговоры идут, что нужно передать все в частные руки, а рынок отрегулирует все сам. Мы очень осторожно к этому относились и относимся. Управляющая компания ГЖКУ как муниципальное предприятие сохранила жилой фонд в достаточно хорошем состоянии. Глядя на не совсем удачные примеры наших соседних территорий, где очень показательно начинали предприниматели, а потом обанкротились или просто исчезли, приходишь к выводу, что муниципальное предприятие – это, в первую очередь, надежно, и всегда есть с кого спросить.
- Тем не менее, частник в сфере пассажирских перевозок появился: один, второй, третий.
- Это совсем другое направление. ПАТП занимается внутригородскими перевозками, а все междугородние и пригородные перевозки – это конкурсы правительства края. ПАТП больше сконцентрировалось на работе в городе, и это дало эффект. Если раньше фиксировалось 70-75 процентов выполнения предприятием муниципального заказа, то сейчас они вышли уже на 95. Жалоб от жителей стало намного меньше. Напомню, за счет бюджета города за последние два года были закуплены 19 автобусов, очень существенное пополнение автопарка предприятия.
Да, по частному перевозчику ООО «РегионАвтоТранс» на 189 маршруте есть жалобы, их гораздо больше, чем по ПАТП. Мы работаем с министерством транспорта края по этим вопросам. Для себя отмечаю, что с муниципальным предприятием мы гораздо быстрее нашли бы решение проблем, с частником путь долгий.
- Что происходит на других предприятиях, если коротко?
- Недавно встречался с коллективом Горсети, все у них нормально – стабильный заказ на наружное освещение, стабильная зарплата, то же самое - в филиале КрасЭКо, у них зарплата одна из самых высоких, если сравнивать с муниципалами. Перевели муниципальное предприятие «Горлесхоз» в учреждение, новая форма позволит стабильно организовывать выполнение муниципального заказа. Несколько лет назад возникли проблемы с «Центральной аптекой-51». Приходилось здания продавать, чтобы выжить, но нашли выход. Реорганизовали, персонал сохранили, цены на лекарства не выше, чем в частных аптеках, здания отремонтированы. Все здесь в порядке.
Теперь о ГТС. Сейчас идет тенденция к снижению доходов предприятия, поскольку от стационарных телефонов многие горожане отказываются. Начали искать совместно с руководством новые варианты организационно-правовой формы, которая позволила бы эффективно работать дальше. Появился вариант перевода в ООО, но пока такое решение не поддержали профсоюз и депутаты. На неделе я был в коллективе ГТС, общался - все прекрасно всё понимают, но никому не хочется перемен, а надо двигаться вперед, чтобы была работа, была зарплата. К реорганизации муниципалов мы подходим очень ответственно, взвешенно и открыто. Было много популистских заявлений по той же Горэлектросети, но в реальности все работают, получают зарплату…
В непростом положении всего несколько лет назад находилось предприятие «Агро», присоединили к КБУ, теперь все нормально. Недавно был там, любо-дорого посмотреть. Сейчас совместно с депутатами будем думать, что делать с баней «Нега» - перестали железногорцы туда ходить. А это ведь тоже муниципальное предприятие, хотя и небольшое.
- Новому созыву Совета исполнился год. Парламент обновился примерно на треть состава. Сработались за это время?
- Депутатский корпус работает стабильно. Основная часть документов, подготовленная специалистами администрации, принимается, иногда с какими-то поправками. К сожалению, когда дело идет о бюджете, часто представители одной-двух партий голосуют против. Начинаешь спрашивать, а почему против-то? Ведь если мы не примем бюджет, для города наступят серьезные последствия, аннулируются долгосрочные программы, будем жить по лимитам, которых едва хватит на текущие расходы. Отвечают: ничего страшного. Его (бюджет) все равно примут.
Недавний пример, прошла сессия в конце августа. Представители ЛДПР против корректировок в бюджете. А в корректировке мы выделяем 2 миллиона на музей, чтобы он смог после пожара переехать в другое здание. Так что, не надо помогать музею, получается? Читаю в газете, как депутаты от ЛДПР в количестве 4 человек борются с продажей алкоголя в торговых точках, расположенных недалеко от образовательных учреждений. Как, мол, они подготовили документ на сессию, а администрация этот процесс затягивает. Я заинтересовался, дождался сессии – документа нет. На следующей сессии – снова нет. Тогда я написал запрос уважаемому депутату, но ответа до сих пор не последовало. Лично я не видел ни одного документа, который бы подготовили эти депутаты на благо города. Пока только одни разговоры. На мой взгляд, такая позиция неправильная. Избиратели доверяют своим депутатам решать городские проблемы, их действительно нужно решать, а не только играть в оппозицию. По моему мнению, каждый депутат должен понимать, что именно от его голоса зависит решение вопроса, и не перекладывать ответственность на других.
- Предвыборная кампания, возможно, является причиной такого поведения. Следите за процессом, федеральные дебаты смотрите?
- Дебаты не удается посмотреть - прихожу с работы поздно. Видел несколько предвыборных роликов, где кандидаты рассказывают, что все очень плохо. Мое мнение – ты расскажи, какой ты хороший, а не говори, что все остальные плохие. Или когда яркий харизматичный лидер обещает исправить все в одночасье: и пробки автомобильные уберет, и здравоохранение наладит. Поработав в администрации много лет, знаю, что эти вопросы нужно решать, но их не решить за 5 секунд. Горожане наши все грамотные и понимают, что популистские лозунги остаются только лозунгами.
Как глава администрации приглашаю железногорцев на выборы 18 сентября. Голосуем за интересы города, за ответственных людей, которые будут не на словах, а на деле помогать Железногорску.
Беседовала Елена ГЛАЗУНОВА