Инициативных железногорцев в сфере ЖКХ с каждым днем становится все больше и больше. Люди хотят знать, люди хотят влиять на принятие решений в самой, пожалуй, острой сфере российской жизни. Другое дело, насколько это им удается и готовы ли они выслушать хотя бы друг друга, не говоря уже об управляющей компании.
Да что далеко ходить! Минувшая неделя показала - в Железногорске ГЖКУ научило общественников хорошо обвинять, а общественники научили ГЖКУ хорошо защищаться. Сначала прошел Общественный совет по ЖКХ, потом состоялось собрание (альтернативное?) председателей советов домов. По сути, обсуждались одни и те же вопросы. Могут ли инициативные горожане действительно изменить ход жилищно-коммунальной истории? Или весь конструктив уйдет в бесконечные взаимные претензии?
Тариф - дело тонкое
Общественный совет при главе Железногорска по вопросам ЖКХ был создан год назад для обсуждения самых насущных коммунальных проблем. За это время состоялось уже несколько заседаний, а последнее, 19 октября, было посвящено формированию тарифов на содержание и текущие работы в многоквартирных жилых домах.
Напомним, собственники жилья должны согласовать виды текущих работ по дому. До 2014 года они прописывались достаточно подробно, но потом форма документа изменилась, и людям стало непонятно, за что нужно платить. После серьезных споров прежнюю форму с детальным перечнем работ и их стоимости ГЖКУ вернуло. Некоторым председателям советов домов уже данные документы выданы.
Затем общественникам рассказали, каким образом формируется размер коммунальной платы. В ней учитывается и содержание жилого фонда, и текущий ремонт, а также управление МКД. На последнем пункте остановимся подробнее, поскольку именно этот момент вызывает наибольшее количество вопросов.
- В расходы на управление включено то, чем занимается управляющая компания, - пояснил главный инженер ГЖКУ Владимир Шрейбер.
Список довольно обширен. (Приводим его полностью, потому что это важно для дальнейшего понимания ситуации.) Это и осуществление систематического контроля над качеством услуг и работ, взаимодействие с собственником помещения, контролирующими, судебными органами и органами местного самоуправления; и организация и исполнение договорных отношений с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями.
Занимается ГЖКУ формированием расценок и размером платы за содержание и ремонт общего имущества, ведет бухгалтерский учет, рассчитывает и собирает денежные средства с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений. Кроме того, в ведении управляющей компании находится работа по взысканию долгов, контроль за показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, проверка счетов ресурсоснабжающих организаций, а также функции, связанные с учетом проживающих жильцов. В обязанности включены подготовка комплексной документации по выбору управляющей организации, ведение федерального сайта ЖКХ и собственного сайта. На плечах ГЖКУ и определенная работа по части капитальных ремонтов.
Понятно, что для всего вышеперечисленного необходимо содержать большое количество специалистов. Причем их число постоянно увеличивается. Например, в 2010 году всего одна штатная единица была предусмотрена для контроля приборов учета. Сегодня в ГЖКУ трудятся уже 12 контролеров, ведь число индивидуальных счетчиков на воду резко возросло. В следующем году штат предполагается расширить еще на две единицы, сообщил общественникам Шрейбер.
- Никогда я не видела в нашем доме по Чапаева, 4 ни одного контролера счетчиков ГЖКУ! - возразила Надежда Дитятева, председатель совета МКД.
- Нужно поднять акты. На конкретном примере мы заслушаем информацию по проверке счетчиков в следующий раз, - распорядился Медведев.
Список обязанностей ГЖКУ скоро пополнится.
- В связи с внесением изменений в ФЗ-44 с 1 января 2017 года ГЖКУ вынуждено будет заниматься конкурсными процедурами по отбору подрядных организаций и материалов. То есть нам нужно создать контрактную службу, пока из 5 человек, - предупредил общественников Шрейбер.
Не стоит, наверное, уточнять, что оплачивать расходы, связанные с увеличением штата, будут жильцы.
Час от часу не легче
По словам представителей управляющей компании, набор работ и услуг для каждого МКД зависит от конструктивных особенностей и благоустройства дома. А также от перечня услуг по каждому дому. А вот затраты предприятия по формированию расценок одинаковы для всего жилищного фонда ЗАТО Железногорск. В среднем с квадратного метра жилья за управление ежемесячно взимается 3,13 рубля.
- Уравнивать расценки на управление неправильно, - возмутилась Надежда Дитятева. - Почему двухподъездный 2-этажный дом должен платить за квадрат столько же, как и 12-этажка с девятью подъездами? Нужно учитывать, что на содержание маленького дома требуется меньше денег.
- Затраты на управление везде одинаковые, от этажности не зависят, а если дом старый, то еще и больше, - возразила представительница ГЖКУ.
- В 2014 году я сделала подробный анализ по всем домам по всем ЖЭКам, - сообщила Дитятева. - Получилось, что 9- и 12-этажки платят по 8 процентов. А несчастные деревяшки, где всего 12 квартир - по 22 процента. Где логика?
- Это действительно безобразие, когда жильцы старого дома платят так много, - поддержал общественницу Вадим Медведев.
Далее возник вопрос, можно ли в ГЖКУ посмотреть структуру формирования расценок?
- Мы все покажем, но только председателям советов МКД, - пообещал начальник ГЖКУ Александр Харкевич.
Бурное обсуждение вызвало сообщение Харкевича о том, что жильцам скоро предстоит оплачивать расходы на создание техпаспортов для домов, которые делает БТИ. Их теперь требует региональный оператор при формировании планов капитальных ремонтов. Причем техпаспорта на дом действительны только в течение пяти лет.
- Но это же абсурд! - забеспокоились общественники. - Вся техническая документация на дом должна существовать с момента сдачи объекта. Любые изменения в техпаспорт тоже должны вноситься. В расходах на управление домом есть строчка «ведение технической документации». Почему жильцы должны оплачивать эту работу?
- В 90-х, когда шло объединение жилищного фонда, некоторые дома сдавали нам без паспортов, - объяснял Харкевич. - А у других они устарели. Кроме того, техпаспорт делает БТИ, а не ГЖКУ. Стоимость документа на один дом - 40 тысяч рублей. Если сумму раскидать на год на всех жильцов, то это немного, но собственники вычеркивают эту строчку. Взять же на себя данные расходы по всему городу предприятие не в состоянии.
В итоге сошлись на том, что бремя оплаты новых техпаспортов ляжет пока на жильцов домов, включенных в краткосрочную программу капремонтов. Остальные будут платить по мере надобности документации.
Еще один вопрос общественников был связан с оплатой труда тех, кто непосредственно занимается обслуживанием домов.
- Мы все знаем, что ремонтники в ЖЭК получают низкую зарплату - всего 15-16 тысяч рублей, - сказала одна из представительниц Общественного совета. - Но судя по тратам на обслуживание инженерно-технической системы домов, которые находятся в ведении ЖЭК-1, 5 сантехников и 1 сварщик должны получать минимум по 60 тысяч рублей.
- Вы неправильно считаете, - не согласились представители ГЖКУ.
Нужно выбрать президиум
Коммунальная тема затрагивает каждого железногорца, поэтому независимо от существующего Общественного совета по ЖКХ активные горожане решили создать некое СВОЕ объединение. В соцсетях на прошлой неделе прозвучал призыв председателям советов МКД - собраться и обсудить актуальные вопросы жилкомхоза.
Вечером 21 октября в библиотеку Горького пришло порядка пятидесяти железногорцев. Среди собравшихся были замечены четыре члена Общественного совета при главе Железногорска, а также вице-мэр Железногорска Юрий Латушкин и вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш. Однако конструктивного разговора не получилось. Юрий Латушкин попытался повернуть ход собрания от зашкаливающих эмоций в область практики. Но попытка оказалась не засчитанной.
- Предлагаю заранее подавать все вопросы, которые у вас возникают, и я буду приглашать на ваши встречи специалистов, - предложил было Латушкин.
- Мы уже наслушались ваших специалистов! - закричали председатели. - Почему мы должны содержать ГЖКУ? На немалый штат управляющей компании тратятся огромные деньги, а они с нами через губу разговаривают.
Люди, перебивая друг друга, стали рассказывать, как у них не принимают протоколы собраний собственников, поскольку они проводили их сами, без участия ГЖКУ. Как в ЖЭКах теряются документы, а управляющая компания не признает полномочия председателей советов МКД. Что все попытки найти справедливость заканчиваются отписками из администрации и прокуратуры. Приводились примеры, как сотрудники ЖЭКа вынуждают пенсионеров подписывать перечень работ.
- Обманывают наших стариков в буквальном смысле, - горячилась председатель совета дома по Советской Армии, 23. - Если не подпишите документ, у вас все отключат, сказали работники ЖЭКа пожилым людям.
Еще у Латушкина спросили, куда жаловаться, если оплаченные жильцами работы по факту не выполнены.
- На 2016 год у нас были запланированы установка новой двери, замена асфальта во дворе. Дверь мы поменяли сами, а дыры в асфальте так и остались, хотя эти работы были включены в смету, - рассказывала одна из активисток.
- Вам нужно составить официальное обращение на мое имя или на имя Сергея Пешкова, - посоветовал Латушкин. - Вопрос рассмотрят на административной комиссии, и если факты подтвердятся, примем меры.
Но как выяснилось, многие из присутствующих на собрании уже прошли этот долгий путь. Все закончилось тем, что невыполненные работы ГЖКУ включало в новый план и опять заставляло людей за них платить. Под занавес заседания выступил бывший начальник ЖЭК-3 Игорь Михайлов.
- Работы по обслуживанию домов не выполняются на 70 процентов, - заявил он. - За последние годы состояние инженерных сетей серьезно ухудшилось. Это произошло потому, что резко уменьшилось количество обслуживающего персонала. На предприятии уволили 140 слесарей! Поймите, если мы не примем тариф, его все равно утвердят, причем в том объеме, как им надо. Но самое главное не в этом. ГЖКУ просто не в состоянии выполнить обещанное. Например, надо стояк закрыть, а они отключают весь дом. Потому что отсечная арматура не ремонтируется. Ее не могут наладить летом, так как просто нет людей - их сократили. В то же время увеличивается количество персонала ГЖКУ, который защищает интересы предприятия от собственников.
- Так что же делать? - спрашивали люди.
- Нужно объединяться против монстра ГЖКУ, - предложил Михайлов. - Нам нужно выработать единую политику борьбы с коммунальным монополистом.
Это предложение Михайлова утонуло в общем гуле недовольства - люди не понимали, зачем нужно какие-то объединение, когда у них есть вполне конкретные проблемы. Прозвучавшая было идея о массовых жалобах на ГЖКУ в прокуратуру также осталась без поддержки.
Заключительным аккордом стало предложение - создать президиум собрания! На этом пока и остановились.
Сможет ли альтернативный общественный совет каким-то образом влиять на управляющую компанию, или все выльется в очередную говорильню и выборы председателя и президиума?
- Нужно уметь договариваться, - резюмировал Юрий Латушкин. - К сожалению, ни жители города, ни ГЖКУ к диалогу пока не готовы.
Марина СИНЮТИНА, член Общественного совета по ЖКХ при главе ЗАТО