Коммунальные проблемы Железногорска можно решить, если проявить должную настойчивость. В этом убежден депутат с самым маленьким стажем в Совете - коммунальщик, директор УК «Креол» Евгений Кравцов. Почему именно он получил мандат ушедшего в отставку Геннадия Баховцева, надо ли передавать городские сети инвестору и как залатать дыры в правилах благоустройства? Своими мыслями Евгений Олегович поделился с «Город и горожане».
- Евгений Олегович, политическую карьеру вы пытались начать еще в 2005 году, будучи сотрудником ГЖКУ. Что вас так поманило в Совет?
- По большому счету, мне хотелось понять, как будет развиваться Железногорск. Уже тогда было ясно, что город переориентируется совсем скоро на рыночные рельсы: федеральное финансирование становилось все меньше и меньше, и приходилось выстраивать новые отношения. С краевыми властями в том числе. Также стало понятно, что новое время потребует других решений исполнительной власти. А поскольку законодательная власть в этом принимает участие, хотелось посмотреть, какие появятся возможности. К тому же тогда играла сильная команда - общественное движение «Мой город», Борис Беллер, Александр Савин и другие, меня увлекала возможность с ними поработать. Это люди того уровня, до которого мне в тот момент хотелось дорасти.
- Но в депутаты вы не попали и оставили эту идею на 10 лет. И вдруг решили начать снова. Зачем?
- Пришла большая политика: в городе появились партии, другие возможности, другая жизнь. И снова захотелось попробовать себя. На сей раз от «Яблока».
- Почему именно «Яблоко»?
- Мне кажется, эта партия продвигает идеи, которые для нашего города еще никем не озвучены. Это более широкий взгляд на проблемы, которые есть в Железногорске. Партия защищает интересы предпринимателей, ее заботит экология, что для нашего города тоже актуально. И в последнее время много работает над изменением существующего порядка, чтобы власть больше внимания уделяла проблемам конкретного гражданина. Законодательство слишком раздроблено, и его положения часто взаимоисключающие. Люди не просто не получают защиту, а скорее, наоборот.
Экология для Железногорска тоже тема серьезная, не хотел бы на ней спекулировать, есть более сведущие специалисты. Но, естественно, я буду поддерживать «яблочные» направления в плане защиты прав населения.
- И какие именно права жителей надо сейчас защитить?
- Сейчас надо определиться, как воздействует на человека среда обитания именно в плане ЖКХ. Законы и постановления от правительства регламентируют поведение человека. И не всегда это происходит успешно, а во многом даже контрпродуктивно. Возьмем закон об энергосбережении. Казалось бы, есть документы, правила, регулирующие потребление коммунальных ресурсов, допустим, по счетчикам. Но в итоге закон так влияет на потребителя, что это приводит к большим потерям, нежели к выгоде. У меня достаточно примеров, когда разница между показаниями общедомового прибора учета и тем, что люди предъявляют к оплате, очень велика - ресурсы исчезают неизвестно куда. Во многих домах невозможно контролировать, что человек делает со счетчиком в квартире. Отсюда воровство, управляющая компания недополучает средства, следом за ней и ресурсоснабжающая организация, которая в итоге в том числе и по этой причине вынуждена постоянно повышать тариф на коммунальные ресурсы. Я это объясняю тем, что закон не работает, он приносит больше вреда и убытков. Получается, мы сами провоцируем повышение тарифа.
Как это связано с политикой? Речь идет о федеральном законе, при его издании все недостатки и техническое состояние домов должны быть учтены, чтобы люди могли разобраться, что им предстоит. А сейчас получается, чтобы это сделать, жителям не только юристы нужны, а еще и психологи. Предоставленные свобода и ответственность такое воздействие на человека оказывают, что если ему объяснить весь объем обязательств, то мало не покажется.
- Но ведь именно в горсовете регулярно говорят, что на федеральное законодательство никак повлиять не могут. А вы готовы на это замахнуться?
- А кто писал в региональное министерство? Администрация - да, наверняка, но по шаблонам и нормативам. А кто делал независимый анализ, к чему привел этот закон? Я в прессе ничего подобного не встречал. Делаются только слабые попытки учесть весь объем воровства. Я лично знаю семь способов уклонения от оплаты за услуги ЖКХ! Причем на управляющие компании возложили ответственность за взыскание чужого ресурса. Это какая-то параллельная деятельность, мы, что, жилищно-коммунальные коллекторы? А сумма долга растет, волосы дыбом встают!
Я уже подготовил запрос в министерство ЖКХ по поводу того, как работают эти правила и законы, которые приводят к такой диспропорции по оплате. Почему это нужно делать? Не только потому, что я хочу свою собственную копейку сберечь. А потому что моральное большинство, которое платит честно и вовремя, это, как правило, люди среднего и пенсионного возраста, не молодежь. Ни учителя, ни врачи уклоняться от оплаты не будут. Кто их защитит? Получается, законы рассчитаны на граждан с более высоким уровнем. Говорят, нельзя людей винить, но никто же не заставляет скручивать счетчик или производить другие манипуляции. И я хочу узнать, кто автор закона, который дает возможность воровать.
- Полагаете, ответ краевых властей как-то поможет решить проблему?
- Так положено, сначала в край обращаться, потом выше. Но насчет краевой власти я иллюзий не питаю, мне вообще кажется, что из всех региональных ведомств наше министерство ЖКХ самое кровожадное в стране. Мы все помним, как при Хлопонине они отказались субсидировать высокие тарифы. И сейчас уровень издаваемых постановлений просто грабительский. Субсидия, что нам не была предоставлена вовремя, привела к многочисленным убыткам. И ее не отдали напрямую производителю ресурса, а опять вовлекли управляющие компании. Еще и устроили бесконечные проверки, и какая-то часть населения вообще выпала и не получила субсидию. Так что в отношении нашего министерства еще работать и работать, писать и писать, требовать разбирательств на краевом уровне.
Мы будем жаловаться и писать дальше, в Москву, цифры у нас есть, не остановимся, думаю, победа будет за нами.
- Вернемся к вашему появлению в Совете в феврале. Вы находились на шестом месте в списке «Яблока», в результате отставки Геннадия Баховцева получаете мандат депутата по решению партконференции. Как это вышло?
- Все достаточно просто. У меня огромный опыт общения с людьми и различными инстанциями - тема ЖКХ слишком непростая. Видимо, это было оценено однопартийцами, и я выдержал конкуренцию в партийном списке. Я глубоко уважаю Геннадия Баховцева и продолжу его работу в Совете.
- Что ж, тогда муниципальная тема. Недавно директором ГТЭ стал бывший директор железногорского филиала «КрасЭКо» Владимир Кулинич. Многие восприняли это назначение как начало конца муниципального предприятия.
- Я Кулинича знаю как грамотного специалиста, наблюдал за его работой. Но ведь он работник системы, и тут возможны какие-то конфликтные ситуации с коллективом. Я не могу оценить перспективы ГТЭ, но техническое состояние сетей оставляет желать лучшего. И если с приходом «КрасЭКо» станут вкладывать больше средств в их замену, было бы отлично. Поживем - увидим, это только начало процесса.
Кто знает, что на самом деле творится с тарифом? Все хотят понять и оценить работу теплоснабжающих организации, мы по большому счету ничего не знаем. Демонстрациями тут ничего не добьешься. На мой взгляд, грамотным анализом ситуации и критикой властей предержащих можно сдвинуть ситуацию в плане законодательства и помочь городу удержаться на плаву.
- С коллегами в Совете вы находите понимание?
- Мне кажется, я еще недорабатываю в Совете, и коллеги ждут от меня большего, в силу моей сферы деятельности. Вот недавно обсуждали новые поправки к правилам благоустройства. Колоссальная тема, космос какой-то! Надо максимально вовлекать жителей, чтобы понять, где мы сейчас и куда идти дальше. Ведь там не решается вопрос ни по собакам, ни по собственно благоустройству. Все надо обсуждать, чуть ли не референдум устраивать по каждому пункту.
- А вы знаете, что делать, например, с выгулом собак?
- Ничего особо тяжелого в решении данного вопроса лично я не вижу. Потому что, мне кажется, люди злоупотребляют правами других. Вы любите своего четвероного друга, но он ходит и мимо соседей, которые его не любят. Значит, нужно свои нежные чувства подкрепить финансовым участием. В Китае тоже были вопросы, сделали плату за животное 200 долларов, любовь сразу кончилась чуть ли не у половины. Возможно, надо сделать муниципальный налог, и появятся специальные люди, что станут убирать за собаками на эти средства. Тогда весной мы не будем наблюдать то, что видим сейчас.
Есть опыт других стран, которые справляются с собачьим вопросом. Всего, конечно, не учтешь, но в Германии и Голландии, например, чисто. Собачки ходят в ошейниках, с чипами и так далее. Когда ответственность будет прописана в законе, тогда люди и поймут, насколько они любят своего четвероногого друга.
Уже сейчас при строительстве нового дома мы можем закладывать площадки для выгула. Уже сейчас мы может определиться с требованиями к этим площадкам. В новых правилах есть общие положения, но нужны четкие требования к местам выгула и ясность, кто будет их содержать. И тут надо думать всем вместе. Мы говорим о свободе, а подразумевать должны ответственность.
- Такие площадки в том числе должны стать частью будущего города. Как вы относитесь к программе стратегического планирования Железногорска?
- Считаю, нужно решать сиюминутные вопросы города. Никуда не годится ситуация на улице Советской Армии: все заставлено машинами. Развязок удобных нет. Я предлагал осваивать Транзитную за УЖТ, делать транспортный хаб, чтобы человек мог спокойно проехать, оставить машину и идти работать. Возможно, люди и приняли бы участие в финансировании таких проектов. Это то, что нужно сейчас. Мне кажется, идею власти недооценили.
- Но это огромные деньги.
- Тут хорошо бы применить софинансирование. Конечно, бюджет не вытянет. Но то, что есть сейчас, - плохо, надо решать.
- Кому?
- В первую очередь, властям. Еще этим должно быть озабочено руководство градообразующих предприятий. Но повторюсь, в первую очередь администрация: это же развитие, освоение новых территорий, рабочие места. Но я не стал бы огульно муниципалитет критиковать: не всегда перспективы больших проектов сразу видны. Просто всем нужно задуматься и заняться делом.
Беседовала София БЕЛОБРОВКА