Исполнилось сто дней со дня избрания главы ЗАТО г.Железногорск Игоря Куксина. Это событие стало поводом не для публичной шумихи, а для подведения первых, промежуточных, итогов самого первого периода работы главы. Лейтмотив ожиданий от жителей Железногорска этого периода органичнее всего выражают слова «…перемен, мы ждем перемен…». Как раз о переменах говорил с Игорем Куксиным корреспондент «ГиГ».
- Игорь Германович, начать позвольте с нашумевшей уже отставки директора МП ГЖКУ Александра Харкевича? Почему сейчас?
- Это не произвольное решение, а результат тщательной проработки ситуации. Если помните, вступая в должность, я обещал привести команду управленцев в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Думаю, всем очевидно, что именно сложившаяся система ЖКХ на сегодняшний день является одной из самых больших проблем Железногорска. Об этом я также говорил еще в феврале.
Кризис в этой отрасли системный, обусловлен он целым рядом обстоятельств, некоторые из которых лежат далеко за пределами компетенций руководства ГЖКУ. Но это не значит, что выхода нет и его не надо искать. Именно за решение сложных задач получают зарплату начальники.
А тут у нас проблемы, запущенные годами: начиная с необходимости модернизации внутридомовых инженерных сетей, качественного ведения работы с должниками и заканчивая лавиной жалоб от населения. Добавьте сюда перетопы с переливами и массу других вопросов без ответов.
За последние три месяца мы не раз обсуждали специфику работы ГЖКУ, никаких попыток «развернуть» ситуацию я не увидел. А поверх еще и вотум недоверия ГЖКУ и лично Харкевичу со стороны Общественного совета по ЖКХ, вслед за которым 9000 подписей железногорцев, собранных организацией «Наш дом».
Очевидно, продолжать в том духе было просто невозможно.
- А кто займется решением этих проблем? Уже обсуждается, что эта позиция будет отдана на откуп КрасЭКо…
- ГЖКУ - одно из ключевых предприятий в городском хозяйстве. Я убежден, что Железногорску необходимо сохранить над ним контроль. Это принципиальная позиция.
У меня есть четкое понимание, какими качествами и навыками должен обладать директор этого предприятия. Я убежден, что проживать он должен именно в нашем городе. Соответствующее предложение я уже сделал. Однако до того как кандидат даст свое согласие и будут запущены формальные процедуры, не считаю возможным называть имя. Тем не менее могу заверить, что долго томить не станем, времени на раскачку нет совсем - как говорится, зима близко.
- Продолжая тему кадров, не могу обойти судьбу другого долгожителя железногорского олимпа. В социальных сетях начали активно пророчить предстоящую отставку «вечного» зама главы по социалке Владимира Фомаиди. Есть основания для таких разговоров?
- Никакого секрета здесь нет. Владимир Юрьевич действительно собрался покинуть администрацию. Это решение он принял самостоятельно. Владимир Фомаиди - профессионал высокого уровня. Подобрать адекватную замену ему непросто. «Социалка» - одно из ключевых направлений в работе муниципалитета. Поэтому, пока идет подбор кандидата, Владимир Юрьевич любезно продолжает тянуть эту лямку.
- Кто следующий?
- Усматриваю некую иронию в вопросе, но речь ведь не об игре на выбывание. Размахивать шашкой - не мой стиль. Задача состоит не в том, чтобы механически менять людей. Нам надо переводить городское хозяйство на современный уровень и при этом не терять управляемость - ведь это сфера жизнеобеспечения. Мы продолжаем работать как команда, но команда для меня новая, на каждого смотрю внимательно в различных ситуациях и с выводами не спешу. В первую очередь, моя забота - это бесперебойное функционирование городских служб и отраслей, хозяйства, а в идеале - модернизация с учетом современных реалий. Пока Железногорск живет скорее в ХХ веке…
- Звучит хорошо, но немного напоминает предвыборные лозунги. В этой связи не могу не вспомнить, что не далее как 18 марта мы голосовали за «приоритетные проекты главы». Что стало с этими проектами?
- В выборе приоритетных направлений работы приняли участие более 17 тысяч железногорцев. В первую очередь люди проголосовали за капитальный ремонт дорог. Это 12 тысяч голосов. В этом году будем ремонтировать две дороги: улицу Советскую и проспект Курчатова. Причем предусмотрен не ямочный ремонт, а сплошное асфальтирование.
Также в ходе общения с населением понял, что горожанам не хватает современных, интересных общественных пространств во всех районах города. В 2017 году мы замкнули прогулочную зону вокруг озера в районе проспекта Ленинградского, проложив Ленинградский бульвар. И получили довольно серьезный социальный эффект: эта часть города ожила, став одним из любимых мест для семейных прогулок. А в хорошую погоду вокруг озера теперь особенно многолюдно: железногорцы дышат воздухом, занимаются скандинавской ходьбой, катаются на велосипедах…
Поддерживаю тех жителей, которые хотят, чтобы обустройство набережной было продолжено. Кстати, в рамках голосования это направление заняло второе место - более 8 тысяч голосов. Будем двигаться дальше. Есть очень интересные идеи по формированию общественных пространств, в том числе вокруг озера. Главное, чтобы эти изменения были социально приемлемыми.
- Очевидно, этим же желанием опираться на горожан можно объяснить ваши эксперименты, скажем так, с цифровизацией демократии? Тут и группа «К26» в мессенджере «Вайбер», где вы сами участвуете в работе, и запуск портала нашжелезногорск.рф. Скептики выражают сомнения в эффективности таких методов работы. А как их оцениваете вы?
- Многие при этом искренне благодарят за возможность оперативного взаимодействия с городскими службами… Так или иначе, пока это только пробы организации удобной обратной связи, отдельные наработки концепции «цифрового муниципалитета». Направление это активно развивается, и море информации вам предоставят поисковики в интернете.
Я же остановлюсь на значимых для себя моментах. Сейчас мы заняты поиском оптимальной технологической платформы для организации системы принятия коллективных решений.
Можно вспомнить первичную демократию - греческие полисы, где решения принимались гражданами в ходе собрания на городской площади. Аналогичный способ управления был, кстати, и на Руси, например в Новгороде.
Сегодня из-за большого количества участников офлайн-голосования такого рода собрания очевидно невозможны. Но зато современные технологии позволяют осуществлять подобную коммуникацию онлайн.
Впрочем, до этого еще далеко, на текущий момент принципиальная задача - упростить взаимодействие жителей и городских служб. По возможности исключить из этого процесса кипы бумаг и обивание порогов.
- Можно подробнее, это как?
- Это как раз то, о чем вы упоминали, - портал нашжелезногорск.рф в полном развитии, возможно, к нему добавится приложение для мобильных устройств. Суть в том, чтобы через этот ресурс организовать возможность подачи жалоб, запросов и прочего во все городские службы и ведомства.
- Звучит как фантастика, вам не кажется?
- Отнюдь, если где-то в России это и возможно, то в первую очередь именно в Железногорске.
Лариса ПАНЧЕНКО