Она - опытный парламентарий. Работает в Совете депутатов ЗАТО Железногорск от фракции КПРФ третий созыв и все это время планомерно и искренне решает самые народные вопросы. Вера Мамонтова уверена, что необязательно быть депутатом, избранным по одномандатному округу, чтобы эффективно работать на результат. Сегодня Вера Анатольевна ответила на вопросы «ГиГ».
Писать и требовать
- Вера Анатольевна, вы представляете фракцию КПРФ в местном парламенте уже третий созыв. Какие задачи решали коммунисты города на протяжении этих лет?
- Наша основная задача - снизить тарифы на тепло. Мы занимаемся данной проблемой с момента запуска замещающего теплоисточника. Мы хорошо понимаем, что решение этого важнейшего для города вопроса во многом зависит не от депутатов, но под лежачий камень вода не течет. С 2012 года у нас накопилась огромная папка переписки со всеми властными структурами и организациями по поводу снижения тарифов. Мы организовывали в 2013-14 годах пикеты и митинги, эту же тему поднимали 7 ноября 2018 года. Именно тогда прозвучало предложение Владимира Павловича Атанова о сборе подписей под письмом президенту. Мы запустили этот процесс и с помощью активистов в сфере ЖХК собрали более 12 тысяч подписей. Отмечу, что тогда еще никто не предполагал, что дело дойдет до банкротства МП «Гортеплоэнерго». Поэтому в письме речь шла о том, чтобы достроить до проектной мощности теплоисточник, подвести трубопроводы к поселкам и таким образом отказаться от мазутной составляющей тарифа. Снижать тариф на тепло необходимо, потому что люди будут уезжать из города, особенно пострадает бизнес.
Мы получили ответы, основная мысль которых сводилась к тому, что тариф на тепло в ЗАТО Железногорск экономически обоснован, задача по теплоснабжению территории лежит на муниципальных органах власти, но в перспективе вполне возможно достроить ЖТЭЦ. То есть конкретные сроки обозначены не были. Нас эти ответы не устроили, но пока мы готовили новое обращение, ситуация резко ухудшилась - началась процедура банкротства Гортеплоэнерго. На мой взгляд, положение очень тревожное. Сейчас, как я понимаю, закупка мазута не производится. Уже решался вопрос об ограничении подачи горячей воды в Подгорном. Такая же участь может постигнуть и Железногорск. Мы подготовили новое письмо Владимиру Путину. Написали, что новый отопительный сезон в ЗАТО находится под угрозой. По теме теплоснабжения нашего города мы также обращались к президенту на прямую линию, но наш вопрос не прошел. Кроме того, мы направили обращение к депутату Законодательного собрания Красноярского от КПРФ Андрею Новаку. Просили его держать ситуацию под контролем. Мы придерживаемся мнения, что сигнализировать о ситуации нужно во все инстанции.
- К кризису теплоснабжения Железногорск шел много лет. Об угрозе банкротства ГТЭ говорили еще в 2013 году…
- Действительно, эта бомба была заложена давно. Почему, кем и как? Было ли это многоходовкой, ведущей к банкротству муниципальных предприятий? Либо как срослось, так и срослось? Мне кажется, существовало убеждение: поскольку КрасЭКо - практически структура правительства Красноярского края, то они не посмеют обанкротить муниципальное предприятие социальной направленности. Конечно, информации у депутатов недостаточно. У меня, в частности. Но, честно говоря, есть много вопросов. Прежде всего - какова глобальная цель происходящего? Конечно, я надеюсь, что зимой город без тепла не останется. Хотя бы потому, что ГТЭ относится к так называемым естественным монополиям, и даже при банкротстве предприятие будет иметь возможность выполнять свою основную функцию - обеспечение города теплом. И по системе КЧС рассчитывают на получение каких-то средств.
Полномочия ограничены
- Если в атомном городе объявят режим чрезвычайной ситуации, это же будет скандал на всю страну!
- Я и удивляюсь, зачем это надо краю? Остается чуть больше месяца до начала отопительного сезона. Суд о признании ГТЭ банкротом состоится 30 июля. Посмотрим, что будет дальше. Конечно, кроме объективных причин в сложившейся ситуации ответственность за случившееся лежит на руководстве предприятия. На последней балансовой комиссии шла речь о том, почему Гортеплоэнерго не подавало в суд на РЭК за неутвержденные тарифы. Ответа мы не услышали. Сказали, что предприятие готово теперь подать иски. На мой взгляд, виновны в кризисе и администрация города, и депутатский корпус.
- Каким образом депутаты могли повлиять на ситуацию?
- Хотя бы громко об этом говорить и требовать принятия решения. К сожалению, сфера полномочий депутатского корпуса ограничена, причем с каждым созывом она усыхает. Сегодня мы, по сути, плетемся в хвосте событий. Федерация издала закон, край в свою очередь тоже издал закон, а депутаты местных советов должны принять решение в этих рамках. Если оно хоть чуть-чуть будет отклонять то, что принято федерацией и краем, то придет протест прокуратуры, и мы будем вынуждены его удовлетворить. Единственное, на что мы можем сегодня влиять, это утверждение местного бюджета и утверждение ставок налога, относящихся к сфере муниципалитета. В частности, ставок налога на имущество, о которых было много шума. Напомню, что было отклонено предложение о нулевой ставке налогообложения. Я считаю, это несерьезно. Убеждена, что состоятельные люди, владеющие большой собственностью, должны платить за свое имущество. Кроме того, министерства финансов и края, и федерации могли негативно отнестись к решению о нулевой ставке. Если вы налоги не собираете, то какие тогда вам дотации, субсидии, субвенции?
В диалоге с горожанами
- Каких целей вы добились, и что осталось в перспективе?
- Радует нас то, что наконец-то ремонтируют памятник Ленину. Огорчает, что некоторые депутаты отрицательно отнеслись к этим тратам. Предложения о сносе памятника, которые высказывались в социальных сетях, я считаю варварскими. В истории нашей страны уже были моменты, когда воевали с памятниками, зачем снова наступать на грабли? Тем более что наш город был построен в эпоху социализма, и архитектурный ансамбль, которым так гордятся жители, изначально предусматривал на главной городской площади памятник основоположнику социалистического государства.
Мы никак не можем добиться ремонтов тротуаров. Каждый раз обещают: если останется экономия от ремонта дорог, то тротуары приведут в порядок. Но воз и ныне там.
Нас порадовало то, что Законодательное собрание Красноярского края наконец-то приняло закон «О детях войны». Камень преткновения заключался в том, что этот статус раньше присваивали только тем, у кого родители погибли на войне. Это было несправедливо. Конечно, статус «Дети войны» для людей важен больше с моральной точки зрения, чем с материальной, ведь доплаты к пенсиям мизерные.
- Часто ли приходят люди к депутатам от КПРФ с конкретными просьбами?
- Была масса обращений по поводу ежегодных перерасчетов по теплу. Мы тщательно в этом разбирались. К сожалению, формально все счета выставлены гражданам правильно. Но фактически… Меня напрягает одна вещь: зимы у нас разные - когда теплее, когда холоднее, а перерасчет в квитанциях в основном приходит с плюсом. Возможно, специально допускаются перетопы. Но это только мои личные предположения. Я поддерживаю идею Сергея Кара-Мурзы: тепло в России не должно быть предметом коммерции, потому что для нашей страны это вопрос жизни и смерти.
- Что бы вы хотели сказать с депутатской трибуны горожанам?
- Мне всегда хочется призвать людей к социально активной позиции. Мы организовывали протестные митинги, например, против роста тарифов ЖКХ и против пенсионной реформы, но свою активность горожане проявили только в социальных сетях, а этого недостаточно. Нам не нужны социальные потрясения, мы не призываем людей к каким-то агрессивным действиям. Но если власть не обращает на проблемы народа внимания, то об этом нужно громко заявлять: выступать против того, что не устраивает, и защищать то, к чему привыкли, - это наша безопасность и комфорт.
- Как вы относитесь к мажоритарному принципу формирования местного парламента, и собираетесь ли участвовать в следующих выборах?
- Я не считаю, что депутат, выбранный по округу, более ответственно относится к своим обязанностям, чем тот, кто избран по общетерриториальным спискам. У партии больше способов влияния на избранника - мы со своих спрашиваем и можем принять серьезные решения. А вот отозвать депутата с округа очень сложно. По моему мнению, пропорциональное присутствие в Совете парламентариев от округа и от партий - это самый оптимальный вариант местного самоуправления. Впрочем, я не уверена, что в Железногорске юридически успеют подготовиться к проведению выборов-2020 по мажоритарному принципу.
Беседовала Марина СИНЮТИНА