Пятница, 10 Января, 2025
Железногорск, Красноярский край

Игорь Куксин: «Администрация может работать эффективно куда меньшим составом»

7 июня 2020 / Политика / 0
Разговоры о возможном сокращении, оптимизации, изгнании части сотрудников из «муниципального рая» ходят в стенах серого дома уже несколько месяцев. Однако они казались отдаленной неясной перспективой - вроде будет, но это не точно. Оказалось, точнее некуда: на последней планерке с руководителями структур администрации глава ЗАТО Игорь Куксин дал поручение подготовить предложения по сокращению персонала на 30%. Срок - три рабочих дня. И если кому-то эта идея не нравится, то он может освободить свое кресло прямо сейчас. Каковы причины, а главное - задачи, грядущей рационализации, Игорь Германович рассказал газете «Город и горожане».

- Игорь Германович, первый вопрос простой: почему вы решили начать оптимизацию?

- Потому что меня в корне не удовлетворяет ситуация, когда администрация слабо контролирует подведомственные учреждения. При этом численность никоим образом не коррелируется с теми задачами, которые поставлены перед управлениями. Есть определенная расслабленность в действиях, а мотивации качественно выполнять свою работу - нет.

- Может быть, заставить работать лучше, что же сразу сокращать?

- Те задачи, которые стоят перед администрацией, могут выполняться и меньшим количеством людей. Это показал опыт, который мы получили, пройдя через удаленную работу и полностью нерабочие дни. Посмотрите, около 70% бюджета ЗАТО Железногорск - зарплата сотрудников бюджетной сферы. То есть мы раздаем людям деньги, а жители взамен не получают того, чего они хотят. И развития города за этими зарплатами в конечном итоге не видно.
Если взять тему, которая сейчас на слуху и не раз обсуждалась в публичной плоскости: тот же самый Горлесхоз. У этого предприятия одна основная задача - оберегать и восстанавливать городские леса. На 18 работников, которые непосредственно этим занимаются, существует почему-то в два раза больше управленческого персонала. И чтобы его содержать, бывшее руководство лесхоза выпиливало городские леса. Это в корне неправильный подход.

- Решили начать с администрации: там больше всего иждивенцев?

- При любых попытках оптимизации мне всегда говорили: а вы на себя посмотрите, прежде чем в чужой карман залезать, у вас в администрации все нормально? Во-первых, мы не в чужой карман залезаем. Это карман налогоплательщиков, карман федерального и краевого бюджетов. Но, во-вторых, посыл давали правильный: посмотреть, что делается у нас. Посмотрели, сопоставили задачи и возможности. Мы спокойно можем работать гораздо меньшим составом. И я дал поручения подготовить предложения о сокращении штата не менее чем на 30%. Каждое управление должно найти излишнее количество штатных единиц. Руководителям придется все-таки определять тех, кто выполняет большую часть задач, которые стоят перед службой. Точно не должны пострадать результативные сотрудники.
Если все нормально урегулируем, то уже 16 июня можем выйти на сессию с предложением изменить структуру администрации. Если сейчас не срастется, то на июльской сессии однозначно будем его утверждать.

- Почему сократить нужно именно на 30%?

- По опыту своей работы на производстве и в кадровых службах я знаю, что любое штатное расписание, сформированное по старым нормативам, можно смело делить на три. Эти расписания всегда делались с запасом. Нынешние реалии и возможности цифровизации позволяют гораздо эффективнее работать, есть новые подходы во всем. По крайней мере, можно считать от бюджета.

- Что значит считать от бюджета? Это принципиально иной подход к финансированию?

- Бюджет формируется програм-мным методом, на каждую программу выделяются определенные средства. Если взять по аналогии со стройкой, то все городское управление - это генподрядчик. Он по установленным нормам получает на руководство проектом около 4% от сметной стоимости объекта. Если применить такой подход, то на управление всеми процессами мы должны выделять 4% от программ. Подсчитать несложно: бюджет 3,6 миллиарда - фонд оплаты труда должен составлять порядка 14 миллионов. Так прямолинейно, конечно, подходить нельзя. В нашем фонде оплаты труда и заработная плата самого персонала: работники библиотек, музея, артисты и так далее.

- Как определить, кто из этих сотрудников нужен, а кто нет?

- Надо понимать, что мы работаем не сами для себя, а для жителей. Если у людей нет запроса на какую-то услугу, то не надо им ее предлагать. Надо пересмотреть подход. Например, на культуру тратим порядка 450 миллионов. Из них на содержание самих объектов - около 40 миллионов. А концерт звезды среднего уровня стоит порядка 15 тысяч евро. И при помощи простых подсчетов на калькуляторе мы поймем, что таких концертов можно провести 300 штук в год. Да, нельзя заменить всю культурную сферу привозными шоу. Но ценность только тогда является ценностью, когда она востребована. А если нет, то зачем мы тратим на это деньги?

- Кто-то уже провел анализ, что востребовано, а что нет?

- Я полгода именно об этом говорю практически каждый день: проанализируйте и докажите. Понятно, что любой организм при попытке вмешательства будет защищаться. Сейчас ровно это происходит: система защищается.

- То есть доказывает, что решительно все - нужные люди?

- Абсолютно верно. Доказывают, что все, что делается во всех учреждениях, крайне необходимо.

- Документально или расчетами это подтверждено?

- В том-то и дело, что нет таких документов. Конечно, сейчас из-за ограничительных мероприятий очень трудно подтвердить востребованность культурных, образовательных и любых социальных мероприятий. Но можно посмотреть ретроспективу трех последних лет. Такие поручения даны, и я пока не вижу серьезных аргументов, которые бы опровергли мою позицию.

- Вам скажут, что сейчас сложное время, а вы собираетесь людей без работы оставить…

- Да, есть аргумент, что пострадают люди. Я согласен. Но эти люди должны понимать, что они работают для других людей. И пока эта схема в голове не перевернется, все так и будет продолжаться. Поэтому будем переворачивать. В некоторых случаях жестко. Всех, кто жалуется, сразу направлю в центр занятости. Там больше трех тысяч вакансий.

- Кто следующий после администрации? Образование?

- Не образование, а Управление образования. Это управление, как и Управление культуры, и другие, - по сути отдел администрации с функцией исполнительной власти. Только муниципальных служащих 135. А если взять все муниципальные учреждения, то в них больше четырех тысяч человек. Три-четыре сотни - управленцы. Вот с них и начнем.
Параллельно займемся и другими важными процессами.
В I квартале мы договорились с детскими садами, что в сентябре будет предметное обсуждение, как сконцентрировать средства, не снижая качества. И направить их на ремонты, приобретение дополнительного оборудования, методических материалов. Почему, к примеру, у нас только один детский сад работает по системе Монтессори, а не все? Моя старшая дочь занималась по этой системе и в 4 года уже читала. А к 1 классу была скорость чтения порядка 100 слов в минуту. Кто проходил эту систему и знает, какие там требования, понимает, что это параметры 3-4 класса. А почему нет? Если такая услуга востребована.
Мне постоянно заведующие пишут письма, что им не хватает средств на выполнение предписаний. Мы тоже хотим, чтобы были нормальные дорожки, удобные площадки для прогулок, инвентарь, чтобы занять и развивать наших детей. Но все деньги бухаем в зарплату. И это размазывается тонким слоем по тарелке, как каша.

- Сейчас все решат, что вы собираетесь отобрать зарплаты.

- Не надо воспринимать мои слова как догму. Все преобразования - тонкий процесс, который надо настраивать. Надо всесторонне все взвесить, прежде чем что-то изменять. Но моя позиция такая: покажите, что вы делаете для жителей и насколько это востребовано. Для каждого учреждения свой параметр. Если есть заинтересованность, то на мероприятия не загоняют из-под палки, люди сами к вам приходят и приводят своих детей. Может быть, нам надо уходить от камерных вещей в наших учреждениях. Искать другие пути.
Важно понять: не будет так, как раньше. Не будет больше денег в бюджете. Надо научиться жить на те, которые есть. Я уверен, что средств достаточно для всего: и для развития города, и для глобальных проектов.

- Выходит, мы, как в Простоквашино: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает»?

- Ума тоже хватает. Каждый заместитель разбирается в своей сфере, каждый понимает, что и как. Но система всегда была настроена на «социально правильные» шаги, раздавая деньги, сделать хорошо кому-то. Попробуйте теперь это забрать. Конечно, это болезненно. Но дорогу осилит идущий: чем раньше начнем, тем быстрее получим эффект.

Ирина СИМОНОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения