В списках кандидатов в депутаты, заявившихся на предстоящие выборы в органы местного самоуправления, нет Сергея Шаранова. Почему депутат Совета депутатов трех созывов принял решение не участвовать в политических играх, интригах, расследованиях?
- Сергей Геннадьевич, можно ли расценивать ваше нежелание баллотироваться как «Я устал, я ухожу»?
- Считаю, что за 15 лет работы в Совете депутатов я все-таки отдал городу, в котором родился и который искренне люблю, некий гражданский долг. Депутатская деятельность дает человеку, обладающему гражданской позицией, возможность эту позицию высказать. Но за эти годы я приобрел такое количество контактов в городе, что могу озвучивать свои взгляды и не являясь депутатом. Поэтому я решил дать возможность тем, кто пышет неуемной энергией, попробовать влиться в депкорпус и воплотить в жизнь свои планы. Кроме того, я сложил с себя полномочия председателя местного отделения партии «Справедливая Россия». Очень надеюсь, что люди, которые придут в партию и в новый Совет, не будут стерты, затоптаны и смогут реализовать свои проекты.
- Что вы успели сделать за три депутатских срока, и за что не стыдно перед избирателями?
- Я не вижу смысла рассказывать все подробно, так как пиар мне не нужен, ведь на выборы я не иду. Точно не стыдно за человеческие истории, в которых мне приходилось участвовать. В первом созыве я выдвигался от округа, поэтому мне приходилось много встречаться с людьми. За эти годы выстроено плодотворное взаимодействие с разными общественными организациями - молодежными, ветеранскими, клубами по интересам и так далее. Удалось включиться в работу по формированию стратегии развития города и много чего откорректировать. Как председателю комиссии по законности пришлось активно заниматься законотворческой деятельностью - например, мы внесли много изменений в устав города с точки зрения выборов.
- Разве местные депутаты имеют право принимать законы?
- Депутаты горсовета могут разрабатывать и принимать только нормативно-правовые документы, касающиеся жизни города.
Можно взять что-то хорошее из практики региона или федерации, можно фантазировать. Главное, чтобы это не противоречило федеральному и региональному законодательству. На самом деле существует не так много моментов, на которые могут влиять депутаты органов местного самоуправления, - к примеру, принимать решение через бюджет, с каких дворов начинать асфальтирование.
- Часто ли у депутатов возникали конфликты с администрацией?
- При Баховцеве конфликтных историй было достаточно много. Медведев - больше политик, с ним можно было договориться. Вот это умение - находить компромисс и точки соприкосновения во время дискуссии – для депутата тоже очень важно. Я считаю, что парламентаризм - это все-таки не про публичные выступления, чтобы на сессии «глаголом жечь сердца людей». Гораздо проще и конструктивнее для решения какого-то сложного вопроса получить документ, чтобы обозначить свое видение проблемы и сформулировать поправки. Причем озвучить поправки не в публичной зоне, при этом обвинив администрацию, что она сделала все неправильно, и в ответ получить закономерное: «Сам дурак!», а инициировать совещание в муниципалитете. В таком случае есть возможность обсудить вопрос бесконфликтно, выслушать логику оппонента и договориться. Именно в таком формате администрация часто соглашается с доводами депутатов.
- То есть яркие выступления народных избранников - это, по сути, театр?
- Да. И сейчас эта методика особенно активно используется, ведь у коллег выборы. Как только депутат видит телекамеру, он расправляет плечи и начинает говорить умными словами - облекает в сложные формулировки простые вещи. Эффект от такого лицедейства, конечно, есть, поскольку получить поддержку людей через эмоциональное воздействие намного проще, чем через рациональное. Как правило, люди реагируют на внешние признаки: депутат должен быть красиво одет и должен красиво говорить. А какая на самом деле позиция у народного избранника, сколько у него дипломов - до этого зачастую не доходит.
- С чем связан большой «конкурс» на депутатское место в Совете?
- Наверное, у некоторых кандидатов какие-то завышенные ожидания. Возможно, им кажется, если они получат мандат, то сразу станут богатыми и влиятельными.
Это и раньше было. Надо просто понимать, кто и что вкладывает в понятие депутатства. Я помню мой первый созыв 15 лет назад, когда некоторые парламентарии приходили в администрацию и спрашивали: «Где моя зарплата? Когда мне деньги будут платить?» Один депутат каждую сессию начинал с того, что заявлял: «А вы мне объясните так, чтобы я понял. Я депутат. Я от народа. Я имею право знать!» И ему начинали объяснять. С азов. У нас комиссии проходили по 4 часа, а сессии, бывало, заканчивались в десять вечера только из-за того, что ему объясняли. Это про то, что люди идут работать в выборные органы местного самоуправления неподготовленными. Когда с таким человеком начинаешь разговаривать, он отвечает: «Я депутат, я голосую сердцем!»
- А что? Хорошая фраза!
- Это красивая фраза, и она любима народом. Но к реальности вообще не имеет никакого отношения. Человек должен иметь хорошее базовое образование и хотя бы концептуально понимать, что и как работает. Либо для ликвидации пробелов для начинающих депутатов необходимо курсы организовать, хотя бы первый месяц. Но депутатов никто никогда не образовывает. Попробуй только подойти к депутату, который только что избрался. Он же гордый! Он же победил! Он же из боя вышел - ноздрями шевелит!
- Как вы можете прокомментировать ситуацию с исковыми заявлениями от ЛДПР в отношении практически всех партий, заявившихся на выборы?
- Насколько я понимаю, сейчас ЛДПР очищает региональное политическое пространство от протестных партий. Некую эффективность данные действия, безусловно, будут иметь: в каком-то поле либерал-демократы могут выиграть. Тактически. Но стратегически это абсолютно проигрышное дело. В нашем маленьком городе, где все друг друга знают, заниматься такими историями - значит просто в будущее не заглядывать. 14 сентября наступит точно. К счастью, в городе еще работает вариант: «Cтыдно людям глядеть в глаза». Как дальше-то, ребята, вы будете со всеми общаться?
- Железногорский суд, состоявшийся 25 августа, закончился в пользу партии «Справедливая Россия». ЛДПР не смогла выбить с поля СР. Но вряд ли это финал игры?
- Я очень рад, что «Справедливая Россия» устояла. Партия «Яблоко», к сожалению, доказать свою правоту не смогла. А ведь законодательство «Яблоко» не нарушало. Основанием для исключения партии с выборов стало несоблюдение формальных процедур, безусловно, прописанных в законе. Какое решение примет суд в отношении КПРФ и партии «Зеленые», неизвестно, но я бы порекомендовал всем партиям объединиться, а ЕР - вмешаться в ситуацию. Чтобы из выборов не делать фарса. На самом деле происходит подмена демократических инструментов, когда на старте кампании вместо линейки партий хотят оставить одну партию или две - это людям в лицо плевать. Граждан лишают выбора, принимают решение за них. Это как минимум недемократично.
Цинизм и коварство кандидатов от выборного блока ЛДПР состоит в том, что иски подаются в такие сроки, когда уже нет времени исправить ситуацию. По большому счету мы выбираем стратегию на пять лет. Это сложная, чаще эмоциональная, но все равно возможность воздействия на исполнительную власть. А мы на пять лет каких-то непонятных людей в Совет заводим...
- В принципе, фрики, наверное, должны быть в депутатском корпусе? Это же весело.
- С точки зрения журналистики, конечно, должны быть какие-то персонажи, за которыми забавно наблюдать. Но у нас для этого зоопарк есть. На мой взгляд, у человека должен быть внутренний баланс. Во-первых, власть нельзя хотеть. Если у кандидата мотивация «Я стану депутатом и вам всем покажу!», то это патология.
- Как это власть нельзя хотеть? Высокое статусное положение во все эпохи открывало доступ к пищевым и репродуктивным ресурсам. Власть придает человеку уверенность в себе, сексуальность. Это особенно важно мужчинам.
- Ну, купи домой черепашку и доминируй ее. Зачем это делать публично?
- Сергей Геннадьевич, депутатская деятельность - это для вас уже практически прошлое. А что в будущем?
- Я планирую сохранить активное отношение к жизни. Буду точно так же работать с депутатами, но теперь как руководитель инфоцентра НО РАО. Предполагаю, что две трети нынешнего состава Совета останется тем же - в нашем городе все люди с разумным суждением знакомы друг с другом. Я также постараюсь с позиции Росатома привносить что-то здравое в работу администрации. В любом случае буду влиять на формирование городской повестки. Подземная исследовательская лаборатория, которую построят в Железногорске предположительно к 2031 году, является уникальной. На долгое время этот объект будет площадкой деятельности российского и зарубежного научного сообщества.
Беседовала Марина СИНЮТИНА