Две минувшие недели в нашем городе по накалу политических страстей выдались жаркими для представителей местной избирательной комиссии и политических оппозиционных партий, которые по 6 часов изо дня в день проводили в суде. Что и говорить, иски избирательного объединения регионального отделения ЛДПР к ТИК об отмене регистрации других политических объединений обескуражили многих. И поскольку связаться с лидерами местного и краевого отделений ЛДПР не представляется возможным, мы, желая разобраться в сложившейся ситуации, решили встретиться и побеседовать с вице-спикером Законодательного собрания Красноярского края Алексеем Кулешом. Который до нынешних выборов курировал работу местной ячейки либерал-демократов более 15 лет. Разговор получился основательным.
- Алексей Викторович, с каждым днем все ближе 13 сентября единый день голосования, когда железногорцы придут на избирательные участки, чтобы отдать свой голос за того или иного кандидата в депутаты. В интервью газете «ГиГ» 16 июля вы говорили, что ваши дороги с ЛДПР разошлись. Изменилось ли что-нибудь с момента последнего нашего разговора?
- Шестнадцать лет слова ЛДПР и Кулеш в умах железногорцев были тождественны. Поэтому неудивительно, что когда некоторые жители города слышат название партии либерал-демократов, у них в голове сразу возникает моя фамилия. Но поскольку сегодня мы слишком по-разному смотрим на окружающую действительность и сильно расходимся во взглядах на то, как нужно выстраивать политические процессы, сейчас я не сотрудничаю с ЛДПР!
- Но это не мешает вам оставаться членом партии либерал-демократов?
- Верно, я остаюсь членом ЛДПР, поскольку избирался от этой партии и статус вице-спикера получил при ее поддержке. Поэтому считаю, что я должен с уважением относиться к поддержке моих коллег. Но это не означает, что я не имею права не соглашаться со всеми мнениями, позициями и методами, которые сегодня либерал-демократы пропагандируют.
- Если поднять архив газеты «ГиГ» и освежить в памяти, какими делами был славен Алексей Кулеш в Железногорске, сразу вспомнятся те спорные моменты, которые вам как куратору местного отделения приходилось решать, выстраивая диалог с другими политическими объединениями. Но поправьте меня, если я ошибаюсь: ранее представители ЛДПР ни разу не подавали в суд исков об отмене регистрации списка кандидатов от других партий. Чего не скажешь о сегодняшнем дне. Как вы оцениваете действия железногорских однопартийцев сегодня?
- Лично мне это неприятно. Я не приемлю таких методов политической борьбы. Ведь наш город небольшой, отношения между людьми здесь слишком хрупкие, чтобы можно было в этом стеклянном доме бросаться тяжелыми предметами. Конечно, судебные иски сегодня в тактическом плане могут позволить выиграть выборы. Да, такими методами возможно получить несколько сотен дополнительных голосов. Но это совершенно точно уничтожит доверие и уважение к ЛДПР и возможность сотрудничества с другими партиями после выборов. А ведь Cовет депутатов это орган, в который входят люди разных возрастов, взглядов, политических пристрастий, и им нужно договариваться. И если уже сегодня, на старте выборов депутатов 6 созыва, разрушаются доверие и уважение к оппонентам и рождается конфликт, это очень плохая и опасная практика, которая ни к чему конструктивному в будущем не приведет.
- Как вы думаете, почему в ЛДПР избрали именно такой путь политической борьбы? Над железногорским отделением довлеет краевое руководство?
Об этом, конечно же, лучше спрашивать самих функционеров ЛДПР. Мне комментировать сложно, потому что я не участвую в этих баталиях. Но я знаю, что аналогичные судебные процессы были инициированы и в Емельяновском районе, и в Ачинске, и в других населенных пунктах. Поэтому предположу, что это общепартийный тренд. И еще раз повторюсь, мне это крайне неприятно. Считаю, что так действовать нельзя.
- Вера Анатольевна Мамонтова - кандидат от КПРФ, против которой юристы ЛДПР также подавали судебные иски об отмене регистрации кандидатов - тоже озвучивала позицию: когда кандидаты окажутся в Совете депутатов, решать городские проблемы сообща после судов им будет непросто...
- Да, речь идет именно о доверии и уважении. Потому что люди, которые руководят процессом, например, из Красноярска, могут не замечать, насколько в Железногорске все сбалансировано, точно выверено и пронизано духом братства. Ведь наш город в свое время создавался как наукоград силами молодых интеллектуалов с высоким культурным уровнем личности. Поэтому Железногорск отличался и по сей день отличается от других городов Красноярского края. В этом смысле интеллектуальное и культурное братство сохранилось, пускай и не в полной мере. И сейчас его разрушать из-за того, что кому-то захотелось получить на 10, 100, 500 голосов больше, это страшно.
- Алексей Викторович, как вы считаете, каким образом судебные иски от ЛДПР отразятся на волеизъявлении избирателей?
Судебные разбирательства ведутся, чтобы снять конкурентов с предвыборной гонки, а к кому перетекут голоса других партий, говорить сложно, для этого надо смотреть социологические данные. В целом же вся эта история вызывает у простых людей негатив и раздражение. И я предупреждал, когда мы еще сотрудничали с коллегами по партии, что к Железногорску нельзя подходить с теми же лекалами, по которым ЛДПР действует, например, в Москве или Санкт-Петербурге. Наш город особенный, со специфическим менталитетом и особым отношением людей друг к другу. Но, к сожалению, к моему мнению не прислушались. Это и стало одной из тех причин, почему я прекратил сотрудничество с ЛДПР.
- Кстати, в бюллетенях, которые горожане получат на избирательных участках, никак не будет отражено, что Алексей Кулеш дистанцировался от ЛДПР. Что посоветуете людям, которые, отдавая раньше свой голос за либералдемократов, думали, что голосуют за вас?
- Перед тем как получить бюллетень, каждый избиратель вправе ознакомиться со списком кандидатов от всех политических партий. Обычно такие информационные буклеты вывешиваются на больших стендах. Считаю, перед тем как голосовать, нужно внимательно прочитать фамилии в первой тройке. Там вы меня точно не найдете.
- Как вы оцениваете список кандидатов, который избирательное объединение регионального отделения ЛДПР выдвинуло на предстоящие выборы?
В списке очень мало настоящих членов партии. Напротив, сегодня в нем присутствуют преимущественно так называемые сочувствующие. Так, к моему удивлению, в партийном списке ЛДПР оказались люди, которые в партии не были еще вчера. То есть у таких кандидатов партийный стаж две недели или несколько дней! Поэтому говорить о них как о членах партии я бы затруднился. Возможно, это просто конъюнктурщики, которые захотели прислониться к партии, чтобы попасть в Совет депутатов. Не исключаю, что есть у них и какие-то другие мотивы, но мне на ум приходит именно такой.
- Сразу в памяти всплывают ваши слова из июльского интервью газете «ГиГ». Вы сказали, что вам стали довольно настойчиво предлагать фамилии людей, с которыми из гигиенических соображений вы не можете находиться в одном списке.
- Говоря об этих людях, я имел в виду не партийный стаж, а конкретных людей. Всех их я прекрасно знаю по городской жизни и понимаю, что политики из них такие же, как из меня балерина, а вот предприниматели, причем не самые чистоплотные, из них получаются, что называется, махровые. Клейма негде ставить.
- Если еще раз вернуться к нашей прошлой беседе, говоря о проекте «Команда Кулеша», хотелось бы все-таки конкретизировать, какой функционал в этой истории отведен вам? Вы руководитель проекта, лидер, координатор, наставник?
- Довольно сложно определить в этом проекте мой статус. Люди, которые идут на выборы как «Команда Кулеша», это мои помощники и единомышленники, которые так же, как и я, не согласились с партийной идеологией ЛДПР сегодня и приняли решение идти на выборы самовыдвиженцами. В «Команде Кулеша», кстати, есть значительное количество людей, которые не выдвигаются в депутаты. Они работают в различных сферах и помогают нам по мере своих возможностей. Это и фотографы, и дизайнеры, и верстальщики сайтов. В общем, разные хорошие люди, без помощи которых мы бы не справились с достаточно сложной задачей выдвижения на выборы в Совет депутатов.
- То есть это скорее клуб единомышленников, нежели политическое объединение?
- Я бы точно не называл это партией, потому что с точки зрения закона партия вполне себе понятная структура с местными отделениями, членством и так далее. Я бы предположил, что это движение «За Наш Железногорск». А вокруг этой идеи могут объединиться разные люди независимо от партийной принадлежности, имеющие желание сделать наш город лучше, восстановить его былую славу и возродить человеческие отношения друг с другом.
- На минувших выходных в интернете появился снимок, на котором первый заместитель главы ЗАТО Железногорск Алексей Сергейкин и руководитель МКУ ЦОС Николай Панченко сфотографированы в белых футболках с логотипом «Команда Кулеша». Они тоже являются вашими единомышленниками?
- Еще раз повторюсь, что «Команда Кулеша» это не партийное объединение. И если Алексей Александрович и Николай Юрьевич изъявят желание помогать нашему общему делу и работать на благо города, я буду только рад. Мы с ними давно знакомы, и отношения у нас неплохие. А если они перерастут еще и в общий проект, направленный на поддержку городского сообщества, это будет просто здорово.
- Алексей Викторович, в 2021 году пройдут выборы депутатов в Законодательное собрание Красноярского края. Если говорить о планах на следующий год, какие цели и задачи вы перед собой ставите?
- В 2021 году состоятся и выборы в Государственную думу. Загадывать не берусь, но одно скажу точно: я остаюсь в политике. И помню про огромную ответственность и долги перед нашим городом, ведь я здесь вырос, здесь прошла вся моя жизнь. А главная цель по-прежнему приносить пользу Железногорску.
Беседовал Александр КОТЕНЕВ