Новый политический сезон в Железногорске начался с сентября 2020 года. О задачах, которые ставят перед собой народные избранники на ближайшую пятилетку, о своем видении будущего города и о многом другом рассказал газете председатель Совета депутатов ЗАТО Железногорск Сергей Проскурнин.
О составе Совета депутатов
- Депутатский корпус обновлен более чем на 50%. Появилось много молодых лиц. Видно по работе в комиссиях, что нынешние молодые депутаты интересуются городскими проблемами. Это позитивный момент. Когда человек долго работает в Совете, то «глаз замыливается». Новый состав депутатов проявил себя уже сейчас, на этапе обсуждения бюджета. Парламентарии стали детально разбираться, что происходит в социальной сфере города после того, как администрация ЗАТО вышла с предложениями организационных и структурных изменений в культуре. Депутаты посетили городские учреждения культуры, выслушали все стороны, создали рабочую группу и глубоко изучили проблему. Это позволило нам предъявить собственные аргументы, чтобы администрация приостановила преобразования в сфере культуры, которые пока непонятно к чему приведут. Мы провели целый ряд переговоров по этой части и настаиваем на том, чтобы в качестве эксперта привлекли профильное ведомство - краевое министерство культуры. В следующем году специалисты минкульта смогут всесторонне рассмотреть сложившуюся ситуацию. Более того, услышав доводы, глава увеличил сумму расходов в 2021 году. Безусловно, напряжение в профессиональном сообществе еще остается, поскольку мало довести лимиты до учреждений, нужно суметь правильно их распределить. Мы считаем, что все обещания, которые даны на всех уровнях, будут выполнены. Пока профессиональное сообщество и депутаты не станут понимать, к чему приведут кардинальные изменения в культуре, они не произойдут. Эту тему мы собираемся контролировать.
Об отношениях с исполнительной властью
- Администрация должна сдержать свое слово в части приостановления реформ железногорской культуры. Это важно. В противном случае возникнет конфронтация между депутатами и муниципалитетом. Этого допустить нельзя. Моя позиция такая: всегда нужно договариваться. Драться, конечно, можно, но в драке никогда не бывает победителей, поэтому лучше сесть за стол переговоров. Я всегда всем говорю: деньги ходят туда, где тихо, спокойно и есть взаимпонимание в обществе.
Я могу констатировать, что высокие ожидания преобразований приводят городское сообщество к напряжению. Мы его, конечно, не измеряли, но когда к нам приходят целыми коллективами и просят объяснить, что происходит, это показательно. План действий таков: отметаем все слухи и совместно с администрацией, профессиональным сообществом вырабатываем единую позицию по преобразованию социальной сферы, если в этом есть необходимость. В любом случае администрация должна предоставить Совету экономическое обоснование своего плана. Депутаты его рассмотрят и постараются, чтобы никакие достижения города не пострадали.
Безусловно, если назрели преобразования, то надо сформулировать цели и показать качественные или количественные показатели эффективности изменений. Однако эти цели непонятны большинству депутатов. Ведь для того, чтобы что-то сделать, нужно вначале задать вопрос «Зачем?». И только потом перейти к вопросу «Как сделать?». К сожалению, первый этап обычно пропускается. Я предлагаю обязательно провести сессии стратегического планирования и спросить у представителей отрасли, чего хотят они, то есть обозначить цели, к которым надо стремиться. И только потом решать, каким образом этих целей достигнуть. Да, у нас на все и сразу нет денег, поэтому мы сами должны определить границы желаний. И, конечно, обсудить все с профессиональным сообществом.
О бюджете и взаимоотношениях с краем
- Бюджет у нас неплохой по исходным базовым позициям. Мы фактически закрываем все потребности 2020 года, поскольку субъект Российской федерации недавно добавил Железногорску 51 миллион рублей. При последней корректировке бюджета эту сумму распределили между всеми отраслями. На следующий 2021 год мы должны спокойно выяснить, где у нас находятся болевые точки и что с этим делать. Железногорск - город особый. Его бюджет складывается из трех составляющих: собственных доходов, дотаций со стороны федерации (самая большая доля) и со стороны субъекта. Поэтому с субъектом нужно обязательно выстраивать отношения. Если мы собираемся проводить преобразования в культуре, то не стоит делать резких движений. Гораздо больший эффект может быть достигнут при взаимодействии с краевым профессиональным сообществом, с которым тесно связано городское. Когда будут достигнуты все договоренности, а также получена экспертная оценка, то можно рассматривать, например, вопрос о передаче каких-то учреждений культуры в край. Но лишь в том случае, если предполагается улучшение условий для учащихся этих школ - при выстроенных взаимоотношениях между высшими и средними профессиональными учебными заведениями.
О будущем Железногорска
- Я не вижу тенденции к понижению уровня города. Горно-химический комбинат взял курс на замыкание ядерного цикла - это самые современные мировые технологии. У АО «ИСС» сформирован портфель заказов на целых 10 лет вперед. О каком понижении уровня города тогда идет речь? Безусловно, нужно рассматривать тему преференций для нашей территории. Она должна быть обсуждена на уровне федерации.
Конечно, мне будут говорить, что количество пенсионеров в Железногорске увеличивается, но это общемировой процесс. И то, что наша молодежь стремится отсюда уехать в столицу, тоже правда. Но город стал привлекателен для жителей других населенных пунктов, ведь общество теперь намного мобильнее и готово перемещаться вслед за работой. Как только была построена хорошая дорога до краевого центра, мы, по сути, стали агломерацией с Красноярском. Сегодня маятниковая миграция идет в двух направлениях: железногорцы каждое утро уезжают на работу в край, а иногородние жители приезжают на работу к нам.
Да, мы, наверное, потеряли ощущение имиджа Железногорска. Имидж города обязательно нужно укреплять, потому что без этого трудно привлекать на территорию финансы. Город должен быть на слуху в положительном аспекте: со свежими идеями, передовыми технологиями и желанием что-то делать. Именно создание в свое время площадки федерального уровня позволило нам привлечь деньги в город. Мы фактически отремонтировали все дороги и даже сделали Т-образный перекресток, получили современную трассу до Красноярска. Я считаю, что строительство промпарка для технологического предпринимательства - правильный способ развития города. Потребовались колоссальные договоренности, умение лоббировать интересы - это была общая работа команды города. То есть нужно было убедить, что федеральные деньги требуются именно нашему городу, а самое главное - что мы сможем достичь результата. Не всегда результат достигается мгновенно. Но в перспективе, я уверен, промпарк выстрелит точно.
О задачах Совета депутатов
- Задача любого представительного органа власти - нормотворчество, то есть работа над созданием локальных законов на уровне города. Это достаточно большой пласт деятельности депутатов, о котором многие не знают. Муниципальные правовые акты играют важную роль в организации деятельности органов местного самоуправления и связаны с различными видами деятельности, которые регулируются федеральными и региональными законами с учетом особенностей, существующих на территории. Нормотворчество - это сложный процесс по выработке, рассмотрению, принятию, изменению или отмене нормативно-правового акта муниципального образования. Причем основную работу в этом направлении делает городская администрация.
Вторая задача, стоящая перед депутатами, - та самая обратная связь, которую жители города дают в виде поручений, чтобы контролировать действия исполнительной власти. Когда нет никаких ограничений, кажется, что ты можешь все: рукой махнул - появилось озеро, другой махнул - лебеди поплыли. Но жизнь устроена намного сложнее. Когда мы начинаем бездумно что-то ломать, то обязательно рушится что-то еще. А мы, как непрофессионалы, не понимаем, что происходит. Поэтому при намерении начать любые преобразования нужно со всеми договариваться. В чем особенности любого исполнительного и представительного органа власти? Ты общаешься с неопределенным кругом лиц. Ты решаешь задачи этих людей. И если ты думаешь о них, то будешь прилагать усилия, которые помогут людям жить комфортно в нашем городе. Если мы совместно с администрацией это сделаем, то будет нам почет и слава, как говорится.
*****
Год 2020-й заканчивается, и я могу сказать следующее: я доволен, что городской Совет депутатов сформировался. Главная задача Совета на этом этапе заключается в том, чтобы предотвратить изменения, которые непонятны обществу. Мне кажется, это удалось. Нам также удалось получить обратную связь и выстроить конструктивный диалог - глава города слышит председателя Совета депутатов. Тактическая задача на предстоящий год заключается в налаживании взаимодействия с исполнительными органами. Если мы будем двигаться вместе, то город будет развиваться. Мы хотим, чтобы Совет депутатов стал более публичным и открытым. Для нас важно, чтобы жители города понимали: есть место, куда можно прийти пожаловаться. И им помогут.
Год для всех был очень тяжелым. Многим пришлось пережить смерть близких людей. Будем надеяться, что 2021-й окажется более удачным: пандемия закончится, мы будем ходить друг к другу в гости, ездить туда, куда хотим, наши дети будут получать образование не дистанционно, а за партой в школе. Хочется, чтобы между людьми оставались человеческие отношения. Они возможны только тогда, когда мы встречаемся, разговариваем, смотрим друг другу в глаза. Поэтому я желаю всем жителям Железногорска здоровья, чтобы в семьях процветали только уют и благополучие!
Записала Марина СИНЮТИНА