Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Дуга ушла, а осадочек остался

27 марта 2013 / Происшествия / 0
Земной поклон остаткам комбайнового завода в краевом центре. Не вспыхни там пожар в прошлую пятницу, и тема аварии на железногорской подстанции осталась бы главной для краевых каналов на все выходные. А так и площадь возгорания больше, и картинка получше. Да и ближе Красноярску свои проблемы, не наши. Нам, сами понимаете, наоборот.

Утомительная хронология
 
21.17 (20.41 – источники разнятся) - произошло возгорание на трансформаторной подстанции в г.Железногорске по адресу: ул.Северная, 32.
21.55 - к месту пожара выехала оперативная группа ЦУКС МЧС России по Красноярскому краю.
22.13 - пожарные смогли приступить к тушению.
22.22 - пожар локализован.
23.08 - возгорание ликвидировано.
23.20 - первое сообщение о ЧП в Железногорске в эфире ТВК. До него никакой информации не было вообще.
00.20 - началось подключение зданий к электричеству.
02.04 - электроснабжение жилых домов и социальных объектов полностью восстановлено. (Утром следующего дня электроснабжение оставалось нестабильным. – Прим. авт.)
Итого: без электроснабжения несколько часов оставались 295 домов и около 19 тысяч жителей в старой части города. Около 30 зданий временно были лишены и водоснабжения.

Лазерное шоу видели даже в Сосновоборске
 
Я взрыв на подстанции доблестно пропустил. Живу на Ленинградском, так что, простите, не сидел в темноте, не видел электрической дуги в полнеба, не собирал впопыхах документы. Единственный телефонный звонок друга: «Чего это в старом городе света нет?» - воспринял без паники, набрал кого следует, получил ответ: «Пожар на нулевой подстанции» - и спокойно вернулся к домашним делам. Потому с большим интересом на следующий день читал в Интернете сообщения: «Из Сосновоборска «лазерное шоу» было прекрасно видно и катастрофически страшно (может, реактор... мало ли). В следующий раз предупреждайте :)».
Или же: «Интересно, сколько времени без электричества протянут охлаждающие бассейны ГХК для ОЯТ? Электричество отрубаем, в бассейнах циркуляция воды прекращается, стержни с ОЯТ нагревают воду, постепенно бассейны выкипают, охлаждение прекращается, стержни раскаляются, плавятся, и радиоактивные отходы вытекают наружу».

Наткнулся на видео аварии, снятое земляками и выложенное на одном из краевых сайтов. Словарный запас челябинских мужиков ничем не отличается от родственных им сибиряков из инновационной столицы Красноярского края. Видео и вправду впечатлило, а вот закадровый текст, где единственным легитимным словом был соединительный союз «и», не очень.
 
Вся надежда на ТВК
 
Информационная пауза - это самое мягкое определение для того вакуума, что сопровождал аварию и ее последствия. На мой взгляд, молчание, сопутствовавшее инциденту в ближайшие минуты и часы, имеет нехорошие последствия для авторитета власти и соответствующих служб типа МЧС. Не имея официальной пищи для размышлений, народ кинулся в единственную доступную и свободную пока лакуну для общения - Интернет.

«Оповещение должно было быть, т.к. от увиденного - зарево в ночи со стороны ГХК и неожиданная белая ночь в Железногорске, от невозможности дозвониться куда-нибудь для прояснения ситуации и плача испуганных детей можно было сойти с ума. Надо предъявить власти моральный ущерб за такое отношение к людям. Помните, как в Крымске?» - яростно возмущалась жительница города на одном из форумов и по-своему была права. Те, кому удавалось дозвониться хоть по какому-нибудь телефону, не могли получить внятной информации: «Все это было бы так смешно, если не было бы так печально. Люди находились четыре с лишним часа в страхе и недоумении, что все-таки произошло в городе. По ТВ (по-моему, Борис Новиков) сказал, что информацию все, кто звонил в аварийную службу и ЕДДС, получали в полном объеме. Не знаю, конечно, кто ее получил, я в аварийку дозвонилась где-то минут через 25-30, как пропал свет. Мне дядечка на мой вопрос «Что случилось? Куда пропал свет?» ответил: «НЕИЗВЕСТНО. ПРИЧИНУ УСТАНАВЛИВАЕМ». В общем, все как всегда... Детей жалко больше всего. Напугались они не на шутку».

Народ припомнил и стоимость установленной системы оповещения, и регулярные тренировки МЧС с отработкой речевых и звуковых сообщений. Местные телевизионные каналы затянулись «чернушкой», едва произошла авария. О каком предупреждении по ТВ могла идти речь? Тут же народ припомнил и землетрясение в конце декабря 2011 года, когда, пока решали - будить людей или нет, можно было полмира на самолете облететь. Не обходясь без идиоматических выражений, обсуждали sms-рассылку со стороны чрезвычайных служб, на которую многие подписались, но ничего в итоге не получили. В общем, вся надежда была на ТВК – ну они-то точно хоть что-нибудь скажут! Так и произошло.

Впрочем, на форумы после случившегося через некоторое время спасатели все-таки вышли. Голос их был слышен, но вряд ли оказался убедительным: «Если вы ясновидящая, давайте к нам... Как при аварийной ситуации, тем более такого масштаба, можно было однозначно ответить??? Вы случайно не задавали самый умный вопрос: «А когда свет будет???» Через три часа тридцать две минуты сорок восемь секунд... Засекайте... Маленько надо понимать, что люди в это время не на пляже тусовались, а занимались устранением и прекрасно справились в этой ситуации!!!»

Восклицательные знаки помогали мало: «Меня радуют люди в нашем городе, три минуты нет света, начинают звонить, ладно звонить, угрожать, ставить какие-то условия, увольнять заочно, идти к губернатору... оскорблять... – отбрехивался кто-то заочно от многочисленных претензий в Сети. - А иногда надо понимать, что жилье - это потребитель третьей категории. Кроме жилья есть много объектов, которые надо включать незамедлительно, например, больницы, котельные».

Не осталась незамеченной и роль полиции. В обесточенной старой части города могло начаться что угодно. На следующий день куда следует служивые в погонах доложили: на улицы было выведено 85 сотрудников. Люди же в Интернете писали об обратном: «Проехав по северной части города втемную, на перекрестках не увидел ни одной машины ДПС! Светофоры не работают, хорошо, едем по знакам. Ладно, мы местные, ориентируемся в родном городе и знаем, где у какой дороги приоритет и т.п. Люди, как ошалелые, перемещались как по тротуарам, так и по проезжей части. Оно и понятно, вдоль домов идти - ничего не видать, скользко, ледяные надолбы и т.д. Естественно, по дороге удобнее... ХОТЬ И ОПАСНО!!!»
И напоследок самое актуальное: ведь мы живем в атомном городе. После Челябинска и правда можно поверить в метеорит. Но были и такие, кто в свечении радиоактивные частицы углядел.
 
Не смогли договориться
 
Но все началось все-таки утром. Информационная блокада была прорвана, однако основные ньюсмейкеры - ГХК (на чьей территории находится подстанция), администрация Железногорска (ответственная за все, что происходит в городе), КРЭК (арендатор электросетевого комплекса ЗАТО), местное управление МЧС (ответственное за ликвидацию чрезвычайных ситуаций) - так и не смогли договориться друг с другом о проведении единого брифинга по поводу случившегося. Скажете - мелочь? Даже соглашусь. Но к официальным комментариям.

Первым провел брифинг ГХК. Внимательно читаем текст главного энергетика комбината Сергея Трусова: «Вчера в результате повреждения оборудования, принадлежащего администрации города и переданного в аренду и эксплуатационную ответственность ООО «КРЭК», произошли возгорание и пожар. С целью обеспечения безопасности пожарных при тушении персоналом ГХК были произведены отключения оборудования ГХК на подстанции 0, находящегося в непосредственной близости к месту выполнения работ. Подстанция построена на заре строительства комбината, но впоследствии она была расширена оборудованием и имуществом администрации. Получается, что у этой подстанции два хозяина и две эксплуатирующие организации. Часть, принадлежащая ГХК, на сегодня не пострадала, часть ООО «КРЭК» повреждена достаточно сильно».
Дважды элегантно подчеркнуто - пострадало и горело не у нас.

Далее объявили брифинг пожарные. Ликвидировать пожар удалось только спустя два часа, заявляет заместитель начальника специального управления ФПС №2 МЧС России Андрей Куксенко: «Только спустя более чем 40 минут был получен наряд-допуск на тушение электроустановки секции-4. В 22.22 пожар был локализован. В 23.08 мы его ликвидировали. Такая задержка произошла из-за того, что не отключили электрооборудование подстанции. И если бы огонь перешел на соседние помещения, последствия могли бы быть еще хуже».
В переводе на русский это означает - да мы бы завалили пеной и порошком все пожарище за 20 минут, но нас не пускали на объект.

Главным лицом третьего брифинга стал глава администрации ЗАТО Железногорск Сергей Пешков. Сергей Евгеньевич воздержался от экивоков в сторону партнеров, тем паче никогда в подобном замечен не был. «Теперь надо разобраться комиссионно, очень скрупулезно, что произошло. Тогда уже определять виновных, либо они есть, либо это из-за дефекта оборудования. Ущерб сейчас выясняется», - сказал сити-менеджер.

Четвертый брифинг с участием КРЭКа не состоялся вовсе. Похоже, даже и не планировался. По крайней мере, «Город и горожане» туда никто не звал.

***
Надеемся, что итоги расследования специальной комиссии, о которой говорил Сергей Пешков, станут известны СМИ и жителям города. Да, на этот раз обошлось без человеческих жертв, но ведь вот что удручает – оргвыводы после таких аварий не делаются. Система оповещения населения не работает. И самое неприятное - взять на себя ответственность за произошедшее никто не спешит. Знаете, у японцев есть отличная поговорка: «Корабль, на котором семь капитанов, никогда не придет в гавань». Отечественный аналог этой фразы, думаю, известен всем.
 
Михаил МАРКОВИЧ
 
(При подготовке материала использованы сообщения с городских интернет-форумов и порталов.)
 
Фото Людмилы ГОЛУБ, жительницы улицы Пушкина
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения