На днях жительница города Надежда Ковалева в суде отстояла свою квартиру от посягательств квартирных рейдеров. В положительный исход этой истории мало кто верил, ведь ситуация, в которой оказалась женщина, была на первый взгляд безвыходной.
О том, каким образом Надежде Ковалевой пришлось столкнуться с квартирозахватчиками, газета рассказала в одном из февральских номеров. Напомним читателям эту невеселую историю.
Осенью 2012 года Надежда узнала, что доля ее двухкомнатной квартиры, приватизированная на старшего сына, с недавних пор принадлежит совершенно постороннему человеку. К женщине пришли представители господина Б., показали документы и потребовали освободить квадратные метры. В бумагах значилось, что 20-летний Евгений, сын Надежды, свою долю Б. подарил! Ошарашенная Ковалева захлопнула перед визитерами дверь и бросилась за объяснениями к отпрыску.
Выяснилось: еще зимой 2011 года молодой человек занял у Б. 150 тысяч рублей. Кредитор потребовал, чтобы парень в качестве залога подписал дарственную на свою часть недвижимости. Молодого человека заверили: как только он вернет деньги, сделка аннулируется. Поверив на слово ушлому дельцу, сын Надежды поставил свою подпись под всеми документами. Матери он ничего не сказал, предполагая, что ей ничто не угрожает. Долг парень, конечно, вернул, но документов ему никто не отдал. А через полтора года Б. предъявил свои права на долю в квартире.
С этого момента жизнь Надежды Ковалевой превратилась в кошмар. Женщине пришлось выдержать жесткий психологический прессинг: ее подкарауливали, когда она возвращалась домой с работы, угрожали по телефону, требовали пустить в квартиру.
- Я обратилась в полицию, - вспоминает Надежда, - но мне заявили: доказать, что в действиях Б. есть признаки мошеннических действий, практически невозможно. И посоветовали отстаивать свои интересы в суде. Помогли соседи, они порекомендовали опытного адвоката, который взялся за мое дело. Мы подали в суд иск о признании договора дарения недействительным.
Именно договор дарения чаще всего используется жуликами при захвате недвижимости. Дело в том, что по закону при дарении доли квартиры (в отличие от ее продажи) не требуется ставить в известность о сделке всех остальных сособственников жилья, обладающих правом первоочередной покупки. Именно поэтому Надежда долгое время ничего не знала о том, что у части ее квартиры теперь новый хозяин.
Тем временем от угроз и запугивания квартирозахватчики перешли к военным действиям. Однажды двое дюжих мужчин выломали входную дверь. Что могла сделать перепуганная хрупкая женщина против пары амбалов? Она тут же позвонила соседям, и те вызвали наряд полиции. Сотрудники правоохранительных органов объяснили агрессорам, что до решения суда квартира находится под арестом. Кроме того, Надежда обратилась в «ГиГ». Кстати, именно после публикации материала о железногорских квартирных рейдерах Ковалеву перестали тревожить.
Судебное разбирательство переносилось три раза. Его исход мало кто мог предугадать.
- К сожалению, не всегда суд встает на сторону истцов в подобных делах, поскольку люди не могут представить доказательств нарушения своих прав и интересов, - рассказала газете Ирина Заливина, адвокат, выступавшая на суде как доверенное лицо Евгения Ковалева. - Иногда потерпевшие сами сходят с дистанции, и дело до суда вообще не доводится. В моей практике такие случаи были. Положительного результата можно добиться лишь, когда человек сотрудничает со своим защитником и борется до конца.
По словам адвоката Заливиной, в Железногорске квартирозахватчики действуют не менее пяти лет, и бороться с ними чрезвычайно сложно.
- Строить защиту на том, что под видом сделки дарения скрывался денежный заем, было бессмысленно, - говорит Ирина Александровна. - Никаких доказательств у нас не было, ведь рейдеры не вернули Евгению Ковалеву расписку в получении денег. Но мы убедили суд в том, что молодой человек был введен в заблуждение относительно намерений кредитора. Он ничего не подозревал о последствиях, которые могли бы возникнуть после того, как поставил свою подпись в документах. Представитель ответчика заявил в суде, что парень якобы посочувствовал другу (после развода с женой мужчина остался без жилья) и подарил ему свою долю квартиры. Но суд не поверил, что вменяемый взрослый человек отдал под влиянием личной симпатии единственное жилье, тем более что с Б. он знаком лишь шапочно.
Кроме того, по ходатайству адвоката были подняты архивы суда. Оказалось, что ответчика уже несколько раз одаривали квартирными долями, причем под совершенно надуманными предлогами. Однажды малознакомый железногорец презентовал ему на свадьбу часть своего жилья. Тоже, вероятно, из чувства приязни. Именно эти обстоятельства и позволили суду принять решение: сделку дарения признали недействительной.
У ответчика, впрочем, есть еще месяц на то, чтобы опротестовать вердикт в вышестоящей инстанции. Но позиция краевого суда по подобным делам уже давно сложилась, утверждает Заливина, собственники жилья тяжбы всегда выигрывают.
История, которая произошла с Надеждой Ковалевой, может случиться с кем угодно - проблема квартирного рейдерства остается актуальной по-прежнему. Как не потерять крышу над головой?
Юристы советуют ни в коем случае не пускать чужаков в квартиру, даже если на руках у них есть документы на право собственности в ее доле. По закону никто не может вторгаться в ваше жилище без решения суда. А суды последние годы однозначно встают на защиту жильцов. Это значит, что если кто-то и приобрел несколько метров вашей жилплощади, то это не дает ему права распаковывать чемоданы в вашей квартире.
Анастасия ЗЫКОВА