В России уже несколько лет набирает обороты модное молодежное движение - шоплифтинг. Этот благозвучный англицизм на самом деле означает не что иное как «хищение в магазинах», а шоплифтеры, соответственно, являются просто магазинными ворами. Железногорск, как выясняется, от современных веяний тоже не отстает.
Вторая профессия
Всезнающий интернет сообщает, что шоплифтинг как явление возник в 40-х годах прошлого века в США, где появились первые магазины самообслуживания. Далеко не все покупатели, попадавшие в подобные торговые точки, могли удержаться от соблазна не расплатиться за свободно взятый с полок товар. В СССР в магазинах самообслуживания тоже воровали - и покупатели, и продавцы. Более того, статистика утверждает, что 10% людей всегда готовы что-то украсть, 80% - если возникнут соответствующие обстоятельства (нищета заставит или очень уж удачный момент подвернется), и только оставшиеся 10 процентов никогда и ни за что не возьмут чужое. Именно поэтому в цену товара всегда закладывался определенный процент на «утруску-усушку».
Но масштабное воровство в розничных магазинах современных форматов накрыло Россию в начале XXI века. Начиналось все, как водится, в столицах, а потом распространилось и по регионам. Для определенной части молодых людей шоплифтинг стал криминальной профессией, приносящей огромную прибыль: их мишенью стали маркеты, торгующие брендовым товаром, который они потом продают за полцены. Но в основном магазины «освобождают» от ассортимента не с целью наживы, а ради развлечения. О своих подвигах воришки хвастаются в социальных сетях. Соревнуются между собой, кто больше за один раз вынесет товара, обучают новичков схемам хищения. Многие группы шоплифтеров в социальных сетях уже заблокированы Роскомнадзором, однако новые паблики подобной направленности появляются постоянно, как поганки после дождя. И самое печальное, что шоплифтинг сегодня все больше привлекает подростков.
Не от голода же!
Елена Булгина, начальник железногорского филиала Уголовно-исполнительной инспекции рассказала нашей газете, что последнее время на комиссию по делам несовершеннолетних все чаще вызывают школьников, которые попались на кражах в магазинах.
- Я не знаю, как объяснить тот факт, когда из магазинов воруют дети из благополучных семей, - говорит Елена Булгина. - На КДН дети из так называемых трудных семей тоже бывают, но не по кражам, а в основном за уклонение от учебы. А эти хорошо одеты, у них есть современные дорогие гаджеты и карманные деньги. То есть воруют они не от голода, что можно было бы еще как-то понять. Мы спрашиваем: «Ну зачем же ты взял эту несчастную шоколадку? Неужели она стоит тех неприятностей, которые предстоят тебе и твоим родителям?».
Чтобы ответить на этот вопрос, журналисты «ГиГ» встретились с двумя тинейджерами, хорошо ориентирующимися в данной теме. По понятным причинам мы не будем указывать школы, в которых они учатся, и их настоящие имена. Назовем их Кириллом и Настей. Подростки утверждают, что сами ни разу не участвовали в набегах на магазины, однако знают ребят, которые промышляют кражами уже несколько лет.
- Моя одноклассница берет в магазинах все, что ей понравится, - говорит Настя. - Я ее спрашиваю, неужели не боишься, ведь тебя могут поймать? Потом родителям сообщат и в школу. Она отвечает, что нужно знать, как воровать, тогда и не поймают. Это дело тонкое.
По словам Насти, родители ее приятельницы вполне обеспеченные люди. Вряд ли они отказывают дочери в просьбах ей что-то купить, но девочка предпочитает другой способ получить желаемое. И объясняет, что для нее это как спорт - она испытывает при этом «нереальный адреналин».
Кирилл, который учится в другой школе, утверждает, что некоторые ребята впервые решаются на воровство, поддавшись на «слабо». Подростки таким образом хотят самоутвердиться в группе сверстников.
- Кроме того, им нравится рисковать, - говорит Кирилл. - Я знаю девятиклассников, кто любит это делать. Лишь некоторые идут воровать, потому что у них нет денег, а вещь иметь хочется. Большинство же - «из-за любви к искусству». Обычно парни работают группами, договариваются, кто отвлекает, кто берет. Потом все выбегают из магазина с добычей. Глаза горят, всем весело!
Сомнительная мода
Дети крадут в основном напитки в небольших упаковках, шоколадки, канцелярию, жевательную резинку, игрушки, косметику. Воруют как правило ученики 4-9 классов. По словам Кирилла, из его школы много кто приходит в «Фикспрайз» в Сибирском городке. И каждый день дети выносят оттуда товар на несколько тысяч рублей.
Настя также подтвердила, что за один раз шоплифтеры могут унести добычу не на одну тысячу рублей. Например, за год общая сумма похищенного приятельницей Насти уже превысила 50 тысяч рублей. Так что это совсем не детские шалости.
Наши юные собеседники утверждают, что школьники промышляют хищениями в магазинах города уже несколько лет. Явление это массовое, и главное, модное. Поэтому справиться с ним невозможно, считают ребята.
- К нам в школу несколько раз приходили сотрудники магазинов, предупреждали, что в торговых залах установлены камеры наблюдения, что всех воров сразу вычислят, - говорит Настя. - Действительно, было, что находили. Но всех поймать нереально - их очень много.
Интересно, а знают ли дети, какая ответственность наступает за кражу в магазине и с какого возраста? Настя, например, считает, что если ее подружку схватят за руку, то ничего ей не будет, ведь той нет еще 16 лет. Поругают родители, вызовут на КДН - и все.
Но на самом деле шоплифтинг - это противовоправное деяние.
А пятно останется…
Как к шоплифтингу относится закон? Во-первых, этого понятия в УК и КоАП не существует - хищение чужой собственности, где и кем бы оно не совершалось, подпадает под определение «кража». Если магазинному воришке не повезет, его схватят за руку и вызовут полицию, то наказание будет зависеть от суммы похищенного: до 2500 рублей - квалифицируется как административное правонарушение. Виновного ждет пятикратный штраф от суммы украденного либо арест на 15 суток. Больше 2500 рублей - возбуждается уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК РФ («Кража»). Ее санкция - от 80 тысяч рублей штрафа до 2 лет лишения свободы. Кроме того, в Уголовном кодексе недавно появилась новая статья - 158.1, устанавливающая уголовную ответственность даже за мелкое хищение для тех, кто уже был осужден за это по административной статье. Максимальное наказание в этом случае - один год лишения свободы.
Напомним также, что уголовная ответственность по 158 статье УК РФ наступает с 14 лет, а не с 16. Понятно, что подростков никто арестовывать за мелкую кражу в магазинах не будет, однако на их судьбу в дальнейшем могут негативно повлиять последствия столкновения с законом. Так, сведения о привлечении лица к административной ответственности сохраняются в информационных базах данных, а к ним нередко обращаются сотрудники служб безопасности многих предприятий. По уголовным делам шоплифтеры-тинейджеры вряд ли получат реальные сроки лишения свободы, но приобретут черное пятно в своей биографии, которое отмыть будет очень сложно.
А если на шоплифтинге попадутся малолетние (до 11 лет), то тогда отвечать придется их родителям. Они заплатят штраф, размер которого определяется в зависимости от суммы ущерба в судебном порядке. А ребенка поставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Такие прецеденты в стране уже есть. Например, в октябре 2018 года в одном из томских супермаркетов охранник задержал семилетнюю девочку, укравшую чупа-чупс. Первоклассница просила отпустить ее, но охранник вызвал группу быстрого реагирования. Инцидент тогда наделал много шума, но после разбирательств было установлено, что сотрудник магазина действовал строго в рамках закона. Оказалось, что эту девочку хорошо знали в супермаркете, воровала она продукты там не раз, но правоохранители не реагировали. После случая с чупа-чупсом малолетнюю все-таки поставили на учет в КДН.
Как сообщили нам в УМВД Железногорска, в 2018 году зафиксировано 18 мелких краж, которые совершили подростки. Из них 6 - в магазинах «Центральный», «Аллея», «Хороший». В прошлом году подобных случаев было больше, утверждают полицейские. Но, скорее всего, администрация торговых точек просто не обращается в правоохранительные органы, - смысла нет.
Самое печальное, что сегодня у многих подростков размыты моральные границы, поэтому кража не считается плохим поступком. Главное - чтобы не поймали. Несовершеннолетние воруют не только в магазинах, но и в школах - у своих сверстников. Верхняя одежда, смартфоны, деньги - все это легко прилипает к нечистым рукам.
- У нас в прошлом году произошел случай, когда у девочки исчезли 3 тысячи рублей из кармана куртки, - рассказала Настя. - Три месяца шли разбирательства, но виновного так и не нашли. Подозревать, что кто-то из твоих одноклассников может оказаться «крысой», очень неприятно.
Марина СИНЮТИНА