Когда слушаешь разговоры руководителей городских ресурсоснабжающих и обслуживающих организаций, на ум невольно приходит старинная детская загадка: «Она черная? Нет, она красная! Тогда почему она белая? Да потому, что зеленая». Отгадку ищет весь город, когда пытается выдавить хоть каплю горячей воды из крана с соответствующей маркировкой.
Всю свою сознательную (читай - советскую) жизнь Железногорск отличался от соседних городов тем, что не тиранил своих жителей месячными сидениями без горячей воды. Реактор выдавал кипяточек одной и той же температуры - и по-другому не мог. Летом воды не было дома только в одном случае - шла опрессовка батарей, но и тогда техническая процедура проводилась в рабочее время, и к вечеру все путем.
Любое антижурчание в кране с красной маркировкой было нонсенсом и ЧП. В постсоветское лихолетье этот порядок удалось сохранить. На зависть миллионному соседу, население которого перебежками передвигалось с правого берега на левый, по друзьям и знакомым, чтобы банально помыться, железногорцы продолжали пользоваться нормальными благами цивилизации. Но с приходом новой системы отопления ситуация изменилась не в лучшую сторону.
Городское начальство всегда и везде озвучивает, что новая схема отопления и водоснабжения отстроена и больших нареканий не вызывает, но редакционная практика, да и просто личный опыт говорят об обратном. Горожанин, по роду деятельности обязанный подниматься рано (водитель автобуса, например), обречен на долгий слив воды. Пока известный нам рекорд - 40 минут! Нет, если верить косметологам, умываться холодной водой даже полезнее, но нельзя же и мыться водой комнатной температуры и ниже. Особенно если учесть, что платим мы теперь за каждый градус выше ноля и весьма ощутимо.
Прибавим к средней картине водосчетчик, который не умеет распознавать температуру подаваемой жидкости: он-то просто мотает себе и мотает, да не просто литры, а гигакалориии потребленного тепла. Надо ли говорить, что перспектива утреннего слива воды для всего подъезда радужной нормальным людям не кажется. Народ бесится и идет штурмовать ЖЭКи, но цивилизованно. Требует перерасчета - и точка. Неважно, что сумма на выходе получится не больно-то шоколадная. Люди не хотят платить за то, чего не получают. И первым прилетает коммунальщикам, которые, в общем-то, здесь точно не виноваты, но убытки предприятие получает в сумме немалые, и компенсировать их ему точно никто не собирается.
Главный инженер ГЖКУ Андрей Гунько каждое лето с утра ходит с испорченным настроением. Для него рабочий день начинается с подписания заявлений граждан на перерасчет некачественно оказанной услуги.
- Я не могу доставить в квартиру воду теплее, чем она приходит на узел ввода, - отвечает он на неприятные вопросы горожан. – Если вода приходит в дом с температурой плюс 50 да еще и стоит без активного разбора, она не будет горячей.
- Вы горячую воду не у нас ищите, - подтверждает слова Андрея Олеговича его директор Александр Харкевич. - Перед вашим звонком я закончил разговор, недовольны жители 60 лет ВЛКСМ, 48Б. Температура на входе - 42 градуса. Откуда возьмется кипяток?
Главная ресурсоснабжающая организация города МП ГТЭ все вопросы к себе отметает сразу и навсегда. Супероружие директора Виктора Дранишникова - температурные графики.
- Вот, пожалуйста, котельная СТС ГХК выдает строго по графику 72,7 градуса. Смотрим по своим точкам, район ИСС - 71 градус, микрорайон и начало Ленинградского - 68, конец Ленинградского - 67 градусов. Все!
Логика у Дранишникова своя и железная, вот только вода от этого в трубах теплее не становится. Сейчас, как манны небесной, все ждут 18 июня. Тогда выйдет с планово-предупредительного ремонта ЖТЭЦ, и в дело вступит другая схема теплоснабжения. Если сейчас водичка бежит по тупиковым веткам и просто сливается в никуда, то ЖТЭЦ включит циркуляционную схему и вода должна будет сохранять свою температуру. Вот только будет ли? Такое ощущение, что в этой стране даже физические законы перестают действовать.
Если же задуматься о том, что ждет нас следующим летом, то радужные перспективы и вовсе скрываются в холодном тумане. Все чаще в кулуарах стали обсуждать идею перехода на общекраевые принципы водоснабжения: лето - значит, недельки на две забудем про горячую воду, пора доставать кипятильники или ехать в сад, в баню. Там-то уж воду мы и сами подогреем.
Михаил МАРКОВИЧ