С 1 марта 2009 года в Российской Федерации действуют правила упрощенного оформления ДТП (Европейский протокол). Их задача – сэкономить время всех участников дорожного движения, оперативно оформить мелкую аварию без вызова сотрудников ГАИ. Однако, судя по недавнему интервью «ГиГ» главы железногорского ОГИБДД Андрея Толстикова, новшество популярностью у автомобилистов до сих пор не пользуется. Почему?
Напомним, что Европейский протокол можно оформить лишь в случаях, оговоренных статьей 41.1 Правил обязательного страхования владельцев транспортных средств. Перечислим их: при отсутствии раненых и погибших, если ущерб по ДТП не превышает 25 тысяч, если в ДТП участвуют два автомобиля, застрахованных по ОСАГО, если один из участников аварии признает свою вину в происшествии.
После ДТП водители заполняют извещение, которое выдается вместе с ОСАГО. На оборотной стороне бланка каждый участник должен письменно изложить свою версию произошедшего. Далее нужно нарисовать схему ДТП и перечислить видимые повреждения, указав их характер. Все описания скрепляются подписями обоих водителей, а оформленные документы предоставляются в страховые компании. В 30-дневный срок с момента их подачи страховщик обязан выплатить установленный ущерб. Причем он выплачивается напрямую компанией, где застрахован пострадавший, последняя же получает деньги от компании, страховавшей виновника ДТП.
Казалось бы, все довольно просто. Подобные правила в Европе действуют давно и зарекомендовали себя неплохо, но, по утверждению начальника ОГИБДД Железногорска Андрея Толстикова, пользуются правом упрощенного оформления ДТП лишь единицы. И это несмотря на то, что наряд полиции может появиться на месте происшествия лишь спустя несколько часов.
Толстиков объяснил, что при том количестве незначительных аварий, которые происходят в городе ежедневно, у полицейских просто нет физической возможности реагировать на них незамедлительно. Сотрудники ОГИБДД быстро приезжают лишь на ДТП с пострадавшими и те, что случились на артериальных улицах. Если же вашу машину на внутридворовой территории задел сосед, наряд приедет, только когда освободится.
Почему же водители не хотят самостоятельно решать свои проблемы? Толстиков утверждает, что страховые компании не очень любят пресловутый Европейский протокол. Отчего?
Мы позвонили в несколько страховых компаний. В железногорском отделении Росгосстраха комментировать ситуацию отказались, сославшись на некие условия контракта. Почему вдруг информация о количестве водителей, предоставивших в страховую компании документы Европротокола, стала тайной за семью печатями? Немного больше удалось узнать в Ингосстрахе. Цифры здесь тоже отказались озвучивать, посетовали, правда, что упрощенное оформление ДТП стало для них головной болью. Дескать, нельзя европейские стандарты просто взять и перенести на российскую почву - менталитет населения у нас не тот. Речь идет о подставных авариях, к которым автовладельцы стали прибегать все чаще, желая получить деньги со страховых компаний.
Страховщики из Согаза, напротив, охотно пошли на контакт с журналистами. В месяц в компании оформляют по Европротоколу 1-2 случая. Правда, работает Согаз в основном с юрлицами, поэтому никаких проблем с жульничеством со стороны водителей здесь не припомнят. В компании «Надежда» рассказали, что по этому поводу к ним обращаются редко - не больше 3 человек в месяц. Но никаких проблем с выплатой страховки нет. Главное, чтобы были соблюдены все оговоренные условия.
«Европротокол оформляют всего 5% от общего числа страховых случаев по ДТП», - заметили сотрудники компании ВСК. По их версии, автомобилисты часто не могут самостоятельно определить размер ущерба, ведь в результате экспертизы есть вероятность выявить скрытые повреждения и размер ущерба превысит пресловутые 25 тысяч. Но страховая компания выплатит только эту сумму и ни копейки больше.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, страховщики советуют обратиться за помощью в службу аварийных комиссаров. Здесь уж все четко. «Мы консультируем водителей по правовым вопросам, осматриваем поврежденные автомобили, чтобы установить характер и перечень повреждений, и заполняем извещение о ДТП, поможем грамотно и полно написать объяснение, - подтвердил Андрей Полиховский, аварийный комиссар в Железногорске. - Место происшествия обязательно фотографируется. Эти материалы и являются доказательством страхового случая для страховых компаний».
Сталкивался ли комиссар с ДТП-подставами в Железногорске? «Было дело, - рассказал Полиховский. - Недавно меня вызвали на происшествие. Приехал и увидел, что это инсценировка чистой воды. Пришлось объяснить людям, чем это чревато для них». К слову, если удастся доказать, что авария подставная, то мошенникам грозит до трех лет лишения свободы.
Сколько стоят услуги аварийного комиссара? Клиенты Ингосстраха обслуживаются бесплатно, поскольку служба заключила с ним договор. Обладателям полисов других страховых компаний помощь в оформлении ДТП без участия полиции обойдется в 700 рублей.
Анастасия ЗЫКОВА