Нет, версии, конечно, уже тогда были, целых четыре. Во-первых, садоводы обвиняли коммунальщиков, якобы плохо уложивших новые полипропиленовые трубы. Во-вторых, их председатель грешил на заполненный водой Карасятник – дескать, отжал грунтовые воды. В-третьих, специалисты Гортеплоэнерго тоже склонялись к похожей точке зрения. И, в-четвертых, городские власти выводы делать не спешили, но при этом туманно ссылались на целый комплекс возможных причин появления гигантских невысыхающих луж. И обещали привлечь геологов для изыскательских работ.
Сибирское лето перевалило за свою макушку, на утонувших сотках в сороковом кооперативе воды полно, как в мае. Так что садово-огородный сезон на затопленных участках по Весенней, Ветеранской, Солнечной и Садовой можно считать несостоявшимся, а на картошке, клубнике и помидорах вместе с огурцами ставить жирный крест. Зато оперативно поселившиеся здесь утки успешно вывели потомство, рогоз (он же камыш) стоит стеной и издалека похож на гладиолусы. Яблони все погибли, смородина кое-где еще держится из последних сил. Геологи – да, приходили, работы проводили и даже выводы сделали.
Шесть причин безобразия
В администрации города про кооператив №40 знают очень хорошо: с одной стороны, разъяренные садоводы сами о себе регулярно напоминают, с другой - у зама по вопросам ЖКХ тоже здесь сад. Впервые за 20 лет - с безнадежно затопленным погребом и без картошки. Так вот, весь июнь в администрации «очень плотно занимались изучением тамошних проблем». И, как считает Юрий Латушкин, не зря бурили контрольные скважины геологи из ЗАО «Гея». Потенциальных причин затопа оказалось вовсе не четыре.
- Итогом стало заключение с указанием шести возможных причин этого безобразия, - рассказал журналистам зам по ЖКХ. - Тут и общий подъем уровня вод. И подъем уровня Карасятника. Снижение дебета скважин водозабора. Бывшая аварийная ситуация на водоводе ГТЭ. И возможное повреждение водовода… Вот все эти дни мы и занимались исключением пунктов из этого списка. В нескольких местах вскрыли подозреваемый и подозрительный водовод. Течи там обнаружено не было, новый полипропиленовый участок выполнен нормально. Председатель же сказал, что его внутренний месячный водоразбор увеличился более чем вдвое: вместо привычных 800 кубометров сады №40 стали тратить 1700. Это доказывает, что есть порыв и в сетях кооператива. Председатель подозревает, что места подтоплений как раз указывают на места повреждений. Трубы там проложены на метровой глубине, и, пока стоит вода, отремонтировать их невозможно.
А председатель не пришел
По данным заместителя руководителя УГХ Владимира Шрейбера, сославшегося на те же исследования «Геи», уровень грунтовых вод в садах №40 вырос и колеблется от полутора до трех метров, поэтому и есть выход воды на поверхность. Сыграл свою роль и наполнившийся Карасятник, а порывы на садовых сетях воды еще добавили. Шрейбер приехал в злополучный кооператив в минувший понедельник – вместе с целым десантом специалистов трех муниципальных предприятий: ГТЭ, ГЖКУ и КБУ. Здесь, на месте, хотели договориться с председателем и садоводами о дальнейших действиях.
Муниципалы готовы помочь и техникой, и людьми – надо только день выбрать, чтобы всем было удобно. Но договориться не получилось: председатель не пришел, оказалось – занят на работе. Зато явились злющие садоводы. Им-то все давно понятно: всем на них наплевать, а сезон псу под хвост. И версия у них одна: вода течет из труб Гортеплоэнерго, потому что больше ей течь неоткуда. Доказывать, а тем более обсуждать что-то было бесполезно, женщины уверены, что все самое страшное с их участками уже случилось.
Массированная атака на обводнение
То, что Юрий Латушкин назвал «массированной атакой на обводнение», наверняка все же состоится. И для этого утонувшими участками придется пожертвовать окончательно. Как раз там будет работать муниципальная техника – искать порывы теперь уже на сетях самого садового кооператива. Во что после этого превратятся несчастные грядки, думать не хочется.
Чиновники жалеют, конечно, что общую стратегию с председателем выработать не удалось.
Но в администрации уверены: это дело времени. Тактику же наступления на затоп Юрий Георгиевич предлагает следующую:
- В местах прохождения трубопровода проведем массированную откачку воды. Кооператив дает своих сварщиков, чтобы ремонтировать обнаруженные места порывов на своем водоводе. До этого председатель должен был перекрыть все рискованные направления и воду туда не подавать. Директорам муниципальных предприятий задача поставлена, договоренность со всеми достигнута. Это их добрая воля – помочь людям справиться с бедой. Надо найти председателя и разработать стратегию дальнейших совместных действий, выбрав для проведения массированной атаки на обводнение тот день, который бы всех устроил.
Неужели наконец все будет решено?
Татьяна ДОСТАВАЛОВА