Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Защита от потребителей

23 августа 2013 / Происшествия / 0
В редакцию «ГиГ» позвонила расстроенная пенсионерка. Нет, Галина Адамовна не играла в «Карусель», не покупала таинственные бытовые приборы у хитрых коробейников и не выписывала по почте БАДы «от всего». Потому что считает себя человеком вполне разумным и адекватным.

Таблетки

Именно поэтому, увидев на фасаде аптеки №6 плакат, обещающий низкие цены на весь ассортимент, Галина Адамовна именно сюда и пошла за лекарством для прихворнувшей соседки. Все было хорошо: и нужные таблетки нашлись, и цена устроила. Но когда потребовалось курс препарата повторить, «первая в городе аптека-дискаунтер» предложила женщине взять не один стандарт, как ей нужно было, а два десятка. Так как, кроме соседки, других недужных на попечении Галины Адамовны не имелось, та от оптовой закупки медикаментов отказалась. Возникшие у женщины вопросы о столь избирательном аптечном дискаунте так бы и остались риторическими, не попадись ей на глаза объявление в «ГиГ» про возобновленный прием обиженных потребителей.
 
Причем совершенно бесплатный. Надо только записаться на консультацию в этой общественной организации. Она позвонила, и милый девичий голос предложил ей вкратце изложить проблему. В итоге беседы Галина Адамовна узнала, что защищать ее потребительские права тут не будут. А будут, наверное, в краевом управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Куда и надо звонить по телефону 226-89-50. А еще лучше - съездить на улицу Каратанова, дом 21. Можно и на электронку написать - office@24.rospotrebnadzor.ru. Пенсионерка, лишних денег не имея, ни звонить, ни тем более ездить не стала. С Интернетом у нее тоже как-то не сложилось. Так что своим возмущением женщина поделилась с «ГиГ»: дескать, что ж это за защита? Почему потребителей Емельяновского района защищают в самом этом районе, а железногорским надо ехать в краевой центр?
 
Без защиты

О том, что благодаря 131 федеральному закону такие консультации в компетенцию органов местного самоуправления больше не входят, железногорцев известили еще в декабре 2012 года. До этого права наших обиженных покупателей отстаивал специальный отдел администрации. Потом консультировали в общественной приемной. Порой хватало одного звонка, чтобы перед клиентом извинились и даже компенсацию выплатили. Но теперь муниципалитет окончательно никаким потребителям ничем не обязан. Как быть? А смотрите выше: ехать на Каратанова, далее по тексту… То есть уповать на краевые органы Роспотребнадзора. Но, как объяснила тамошний пресс-секретарь Наталья Краснопеева, пострадавшему гражданину первым делом надо обратиться в магазин или отдел с письменной претензией. Бланки и образцы есть на сайте краевого Роспотребнадзора. Если жалобу за десять дней не рассмотрят, нужно идти в суд. Вот иск помогут составить специалисты краевого Роспотребнадзора, они же могут выступить в суде с объективным заключением.
Но вряд ли Галина Адамовна станет судиться с аптекой-дискаунтером из-за пачки таблеток. Как и подавляющее большинство нормальных людей в сотнях подобных ситуаций и не только в Железногорске.
 
Защита на общественных началах

Чем же занята «Защита потребителей» в Железногорске, которая с 1 августа «начала оказывать горожанам консультационную и иную правовую помощь в сфере отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также государственную и общественную защиту их интересов»? И почему нашу Галину Адамовну послали оттуда на Каратанова? 7 августа, кое-как дозвонившись, убеждаюсь: да, это железногорское представительство красноярской региональной общественной организации, а голос и впрямь молод и мил. Но барышне страшно некогда - у нее сплошные суды с утра до вечера. Так что звоните начальнику в Красноярск.

Зато в администрации некоторые ответы нашлись. Представители красноярской региональной общественной организации действительно встречались с первым вице-мэром Сергеем Проскурниным: обещали местным потребителям бесплатную правовую защиту в обмен на помещение в центре с символической арендной платой. Что и получили. А вот что получили в итоге железногорские потребители, для нас с Галиной Адамовной так и осталось загадкой. И как-то слабо верится, что без всякой рекламы «Защита…» за неделю своего пребывания в Железногорске сумела так лихо раскрутить дело отстаивания попранных потребительских прав, что уже из судов просто не вылезает. Да и в такую стремительную работу местной Фемиды, учитывая ее вечную загруженность, как-то не верится.
 
Ларчик открылся просто

В Красноярске, помимо федерального Роспотребнадзора на Каратанова, легко нашлись аж 11 общественных организаций, защищающих потребителей. Названия говорящие: «Правовая помощь», «Содействие», «Строительство и ЖКХ», «Служба контроля», «Центр защиты потребителей», «Антрацит», «Искра», «Гарант справедливости» и даже «ПАРОВОЗ». Та же картина по всей России, ведь у нас общественную организацию создать проще пареной репы. Президент одного из «комитетов по защите прав потребителей» откровенничает: «За наше посредничество в улаженных без суда делах мы не получаем ничего, кроме авторитета и морального удовлетворения. Но сейчас действительно появилось очень много организаций, подобных нашей. Люди увидели в них возможность легкой наживы. Среди них есть созданные специально для того, чтобы, прикрываясь защитой интересов потребителей, вымогать деньги за выявленные нарушения».
 
Занавес?

А вот что рассказал красноярский руководитель железногорских защитников потребителей. Оказывается, их филиал в ЗАТО действует уже с полгода, только прежде он был в ТЦ «Европа», где аренда офисов самая дорогая в городе. Договорились с властями, пересели на муниципальную аренду (самую дешевую). Да, за это берем звонки от недовольных клиентов. Нет, до офиса еще ни один из них не дошел. Почему? А по ходу разговора определяем цену возможного судебного иска и, если нам неинтересно, не беремся. А реально заработать получается, например, на делах по возврату банковских комиссий или по КАСКО. И все равно затраты на офис в Железногорске втрое превышают его доходы, так что, скорее всего, из ЗАТО уйдем. Если городские власти нам финансовую поддержку не окажут.
А вы про таблетки….

Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения