Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Вновь открывшиеся обстоятельства

6 марта 2014 / Происшествия / 1
Основой поддержания порядка в гражданском обществе является осознание неотвратимости наказания за совершенное противоправное действие. Если преступник остается безнаказанным, то уважение к власти неизбежно теряется. А потом наступает и безвластие...

В поселке Шивера 42-летний мужчина жестоко избил девушку. Потерпевшую на «скорой» доставили в приемный покой. Сейчас она в стационаре. Такие случаи относятся к разряду бытовых преступлений и, как правило, большого общественного резонанса не получают. В этой истории примечательна реакция на происшествие сотрудников органов внутренних дел, по долгу службы призванных защищать население.

Все случилось вечером 1 марта. В дом, где 25-летняя Д. проживает со своими родителями, ворвался разъяренный гражданин. Он с кулаками набросился на девушку и стал ее избивать. При этом, говоря языком полицейского протокола, «высказывал угрозы убийством, которые были восприняты самой потерпевшей и ее матерью, присутствующей при инциденте, как реальная угроза жизни». Женщина попыталась защитить дочь, но что она, инвалид 2 группы, могла противопоставить здоровенному мужику?

Оставим за скобками выяснение причин негативных межличностных отношений односельчан, иногда они весьма запутанные. Со слов потерпевшей, мужчина и раньше неоднократно угрожал ей физической и даже сексуальной расправой.

После того как дебошир ушел, мать избитой девушки позвонила участковому и в «скорую». Медики сразу увезли пострадавшую в приемный покой, а вот сотрудник полиции «незамедлительно реагировать» не поспешил.
- Участковый мне ответил, что в Шивера не поедет. Не на труп же, в самом деле! - рассказала взволнованная женщина. - Мол, полицейские возьмут у дочери показания в приемном покое. Но никто из сотрудников в больницу в тот день не приехал. Получается, ко мне в дом может кто угодно ворваться и избить? При этом грозить, что убьет и что нам в деревне не жить, и ему за это ничего не будет?

В полицию Д. отправилась сама. В дежурной части пояснили, что заявление нужно подавать не к ним, а в суд. Дело в том, что статья УК «Побои» уже несколько лет относится к категории дел частного обвинения, то есть потерпевший должен защищать себя самостоятельно, обратившись с заявлением в мировой суд. Сотрудник направил девушку к судмедэксперту и с ее слов записал обстоятельства происшествия. После освидетельствования у специалиста Д. срочно госпитализировали. Врачи диагностировали у девушки сотрясение головного мозга.

История эта вполне могла бы скоро быть списана в утиль - синяки имеют свойство заживать. Как показывает практика, скорее всего, уголовного дела полиция возбуждать не стала бы, а девушка вряд ли сумела бы защитить себя в суде самостоятельно. В подавляющем большинстве случаев потерпевшие отказываются связываться с судебными тяжбами. Их отпугивает не только перспектива потери времени, но и сама форма заявления. В нем, к примеру, обязательно нужно указать полные данные о лице, которое собираются привлечь к уголовной ответственности. Выходит, человек должен попросить у своего обидчика паспорт?

Однако, если строго следовать букве закона, выяснением всех данных обязаны заниматься полицейские, но только лишь после того, как мировой суд откажет в принятии заявления и направит бумагу руководителю органов дознания или следствия. Об этом потерпевших должны информировать в правоохранительных органах. Кроме того, полицейские обязаны принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а также меры по сохранению следов преступления. Но всех нюансов Уголовно-процессуального кодекса обыватель, естественно, не знает, потому и прокалывается на мелочах.

Заместитель начальника полиции Виктор Архипов, к которому «ГиГ» обратился за комментариями, подтвердил наше предположение. Поскольку в материалах проверки происшествия не указано ничего, кроме того, что девушку избили, стало быть, это дело частного обвинения.

Но когда замначальника увидел в пакете документов еще одну объяснительную, взятую с потерпевшей полицейскими в стационаре, то уже не был столь категоричен. В ней Д. писала, что ей угрожали убийством. Она не указала на это изначально, потому как стыдилась подробностей, ведь взбешенный гражданин кричал: он соберет мужиков и изнасилует ее. А потом лишит жизни.

В связи с вновь открывшимися обстоятельствами полиция продолжит проверку происшествия, заявил Архипов. Если факт угрозы убийством подтвердится, то в отношении жителя поселка Шивера возбудят уголовное дело по ст.119 УК РФ. Ее санкция - до 2 лет лишения свободы.

Если бы девушка сразу сказала все как есть, уверяет Архипов, полицейские обязательно вмешались бы, в любом случае опросили фигуранта и свидетелей. А так в одной бумажке есть повод для серьезного наказания дебошира, а в другой нет. Получается, выбрали меньшее из зол?.. Хотя потерпевшая уверяла, что она говорила в полиции об угрозе убийством.

- Участковым просто не выгодно что-либо утаивать, - недоумевает Архипов. - Мы постоянно требуем выявления преступлений по этой категории дел. Служебную проверку по поводу действий участковых обязательно проведут.

А что было бы, не вмешайся газета в эту историю?
Анастасия ЗЫКОВА
Комментарии
10 апреля 2014 / Селоустьев Владимир Вячеславович
Полиция лицемерит. Так по моему заявлению о преступлении экспертов Омышева М.Г. и Ворошилова Р.Ф. по ст.307 УК РФ составление заведомо ложного экспертного заключения с искусственным созданием доказательств, участковый Дубровин Евгений Павлович проводит доследственную проверку 5-тый год. За это время он получил звание майора и должность старшего участкового. Из материалов проверки изъяты многое материалы неоспоримо доказывающие вину экспертов и т.д., конца не видно!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения