В декабре прошлого года 17-летнюю Юлю М. сбил автомобиль. С тяжелейшими травмами пострадавшую доставили в реанимацию. Медики буквально вытащили девушку с того света. В коме она находилась 2 недели, потом долго лечилась в Красноярске. Сейчас Юля дома. Она уже может ходить, правда, только на костылях. А недавно ее родители с изумлением узнали: водителю авто уголовная статья не грозит – в возбуждении дела отказано.
Вечером 26 декабря Юля и ее подружка возвращались домой после занятий в кинологической школе при СЮН. Еще было не очень темно, и девчонки со своими собаками решили пойти пешком – по улице Южной в сторону Ленинградского. Не доходя до кольца УПП, девушки стали переходить дорогу. Пешеходного перехода в том месте нет - он не предусмотрен. Школьницы успешно миновали проезжую часть до середины, а когда двинулись дальше, на них вылетел автомобиль и снес Юлю. Подруга чудом успела отпрыгнуть назад и поэтому не пострадала. После нескольких месяцев расследования ДТП родителям Юли сообщили: в случившемся виновата сама девушка. Водителя, покалечившего их дочь, к уголовной ответственности привлекать не будут.
Как же так? В законе сказано: если в результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью, то наступает уголовная ответственность (ст.264 УК РФ). Юля провела на больничной койке почти 3 месяца, ей предстоит еще долгий период реабилитации, следовательно, степень вреда, нанесенного ее здоровью – тяжкая. Почему же в таком случае водитель останется безнаказанным?
Мы попросили прокомментировать решение следствия следователя СО УМВД Вячеслава Маслиева.
- При возбуждении уголовного дела по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» должно быть две составляющих,- объясняет Маслиев. - Во-первых, водитель должен был нарушить Правила дорожного движения, либо нарушить правила эксплуатации транспортного средства, к примеру, ехать с неисправными тормозами. Во-вторых, должно было произойти ДТП с тяжкими последствиями.
26 декабря на Южной случилась серьезная авария, однако ее расследование показало - водитель ничего не нарушал.
В доказательство своих слов следователь продемонстрировал журналистам запись момента ДТП с видеорегистратора другого автомобиля. На записи отчетливо видно, как девочки дождались, когда мимо них проедет машина и стали переходить дорогу. По правилам, пешеход, пересекающий дорогу не по зебре, обязательно должен остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки, чтобы убедиться в безопасности. То есть, в отсутствии машины, двигающейся в противоположном направлении. Но девочки не остановились, а пошли дальше. В этот момент Юлю и сбили «Жигули».
- Мы провели опытный эксперимент со второй девушкой, - рассказал Маслиев.- Замерили, сколько прошло времени, с момента, как они начали переходить дорогу до центра и до момента наезда. Провели и автотехническую экспертизу. Она показала: в той ситуации предотвратить ДТП путем экстренного торможения было невозможно. Водитель не мог видеть пешеходов, потому что они вышли из-за встречной машины. Все произошло в доли секунды - у «Жигулей», которые двигались с допустимой скоростью, даже не успели сработать тормоза.
Получается, что водитель в произошедшем действительно не виноват. ДТП произошло по причине грубейшего нарушения Правил дорожного движения самой пострадавшей.
- Но в любом случае мужчина понесет ответственность, как владелец средства повышенной опасности, - заявил Маслиев.- Но только не уголовную, а гражданскую.
Родители девушки через суд вправе требовать возмещения морального вреда за физические и нравственные страдания потерпевшей, причиной которого стало ДТП. В этом случае безразлично, кто виновен в аварии. По закону отвечать все равно придется водителю. Размер моральной компенсации зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью и какие последствия это повлекло для пострадавшего. При грамотном юристе сумму можно отсудить приличную. В нее включаются утраченный потерпевшим заработок, который он мог иметь, расходы на лечение, дополнительное питание, посторонний уход, санаторно-транспортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и другое.
- Безусловно, мы будем подавать иск, - сказал Александр Николаевич, отец Юли. И добавил - водитель «Жигулей» до сих пор ни разу не позвонил и не поинтересовался здоровьем его дочери.
Неужели, раз не грозит уголовная статья, все остальное ему безразлично?
Анастасия ЗЫКОВА