На днях в Красноярске вынесли приговор ранее судимому за тяжкие преступления 50-летнему железногорцу Игорю Подгорному. За организацию двух покушений на убийство, убийство, незаконный оборот оружия и боеприпасов его осудили на 17 лет лишения свободы в зоне особого режима. О заказных убийствах после лихих 90-х в Железногорске стали забывать, однако любая история повторяется дважды. Если точкой отсчета взять нашумевшую историю с «тремя хохлами» и героями того времени.
Итак, сначала о недавних событиях. Следствие и суд установили, что именно Игорь Подгорный виновен в гибели 19-летнего Оганеса Саакяна, студента первого курса СФУ. Тело молодого человека обнаружили в январе 2012 года во дворе дома по улице Юшкова краевого центра. Студент вышел вечером прогреть автомобиль «Lexus LX 570» и был убит тремя выстрелами из огнестрельного оружия.
По одной из версий причин этого загадочного преступления, Саакяна убили по ошибке. Выяснилось, что машина принадлежит семье крупного предпринимателя из Северо-Енисейска, с которой дружит семья юноши, поэтому версию о бытовом убийстве отмели сразу. Позже подтвердилось, что следствие на верном пути - пули, от которых скончался молодой человек, предназначались хозяину авто Игорю Турыкину. В декабре 2010 года на него уже совершали покушение. Турыкин тогда остался жив совершенно случайно. Киллер выследил его у подъезда жилого дома и выстрелил в спину из пистолета с глушителем. Но добить жертву убийце не удалось - оружие дало осечку. Преступник скрылся с места происшествия, а тяжелораненого предпринимателя тогда спасли в больнице медики.
Следствие установило: убийство студента – это вторая неудачная попытка выполнить заказ на устранение коммерсанта. В темноте убийца принял молодого человека, лицо которого скрывал капюшон куртки, за Турыкина. Выяснилось также, что преступников, охотящихся за предпринимателем, было двое, а организовал оба покушения железногорец Игорь Подгорный.
Кому же мешал коммерсант, и почему Подгорный оказался одним из главных действующих лиц этой криминальной драмы? Для этого вспомним бандитскую историю нашего города.
Игорь Подгорный проходил по нашумевшему в конце 90-х уголовному делу в отношении ОПГ «Три хохла». Его и еще 9 человек, дошедших до скамьи подсудимых живыми, приговорили к разным срокам лишения свободы за организацию заказных убийств, убийства, мошенничества, вымогательства, незаконный оборот оружия и наркотиков. Хотя в криминальной иерархии ОПГ Подгорный занимал далеко не главное место, именно для него и его подельника Михаила Аксенова, наряду с одним из главарей банды Александром Косенко, прокурор требовал на суде высшей меры наказания – расстрела, писали тогда городские газеты. В итоге Косенко дали 11 лет, а Подгорный и Аксенов отправились на зону на 15.
Но в отличие от Косенко, Юненко и Николаенко, чьи фамилии были на слуху у всего города, о роли Подгорного в структуре ОПГ стало известно лишь после опубликования в местных СМИ многочисленных материалов, посвященных кровавой войне за передел собственности в Красноярске-26. Он в своем кругу считался главным налетчиком и организатором преступлений. В январе 1995 года вместе с тремя подельниками он спланировал и совершил ограбление кассы геолого-разведывательной партии и убил пожилого сторожа. Преступление это было совершенно бессмысленным, поскольку денег в кассе не оказалось. Кроме того, на совести Подгорного подстрекательства к убийству своих бывших соратников и другие неблаговидные дела, о чем и свидетельствовали тогдашние материалы следствия.
Понятно, что о таком «специалисте широкого профиля» даже после отсидки никогда не забывали его старые дружки. Случай подтвердить криминальную квалификацию представился Подгорному в 2010 году, когда он уже гулял на свободе. Его нашли бывшие приятели. В ту пору они уже считались «честными» предпринимателями, и один из них был совладельцем северо-енисейской фирмы ООО «СТК», занимающейся грузоперевозками. Создал эту контору в 2006 году ранее судимый Игорь Турыкин. Дружеские взаимоотношения партнеров по бизнесу очень быстро испортились: партнер (как утверждается на форумах, Александр Косенко. - Авт.) не захотел делиться с Турыкиным доходами и решил от него избавиться в прямом смысле. Жизнь коммерсанта он оценил в 5 миллионов рублей и «заказал» его своему знакомому, с кем отбывал наказание в местах лишения свободы, говорится в материалах Следственного комитета. «Киллер» обратился к Подгорному, а тот в свою очередь привлек в криминальную группу еще одного соучастника. Подгорный, как и в 90-е годы, выступил организатором планируемой расправы.
Первое покушение на Турыкина в 2010 году закончилось неудачей. Но работа-то уже была оплачена, поэтому в 2012-м преступники предприняли вторую попытку. Но и на этот раз Турыкин остался жив – вместо него убийца по ошибке застрелил Оганеса Саакяна.
Распутать преступление удалось только осенью 2013 года, после резонансных событий в Железногорске. В конце сентября неизвестный попытался убить ранее судимого владельца охранной фирмы «Фурор». Киллер выстрелил в мужчину, который утром вышел из подъезда дома по улице Андреева вместе с 5-летним сыном. Как и в случае с Турыкиным, второго выстрела не последовало из-за осечки. Преступник, которого запомнили свидетели, скрылся, предпринимателя увезли в больницу, а вся полиция Железногорска была поднята в ружье - с 90-х годов о заказных убийствах здесь уже стали забывать.
Через месяц, в октябре 2013 года, на сайте СК появилась информация об удачной операции краевых силовиков, проведенной в садах за КПП-3, в результате которой были задержаны двое мужчин, подозреваемых в покушении на железногорского предпринимателя. Тогда же стало известно об аресте еще двух человек. Трое из этой четверки были жителями Железногорска, среди них – Игорь Подгорный и Александр Косенко. Через неделю правоохранители отрапортовали: доказана причастность всей группы к двум особо тяжким преступлениям, совершенным на территории краевого центра - запутанное дело с убийством студента и покушением на убийство северо-енисейского предпринимателя было раскрыто.
С тех пор прошел год. Приговор вынесен пока только Игорю Подгорному. Бывшего налетчика банды «Три хохла» определили на этот раз на 17 лет в зону особого режима. В ближайшее время ожидаются решения по остальным фигурантам этого дела.
Анастасия ЗЫКОВА
из архива Центральной библиотеки им.Горького