Поздним воскресным вечером в казарме 242-го учебного центра ВДВ рухнули все четыре этажа. 337 будущих младших сержантов на тот момент выполняли команду «отбой». Под завалами оказались 42 - те, кто не успел разбежаться или выпрыгнуть в окна. Железногорских призывников, к счастью, в той казарме не было, сообщили «ГиГ» в нашем военкомате. И, тем не менее, ЗАТО имеет к случившейся трагедии самое прямое отношение.
Это был торжественный день…
Утром десантники приняли присягу. И родители, которые приезжали, чтобы разделить торжество со своими сыновьями, стали невольными очевидцами произошедшего. 23 десантника погибли на месте, 19 получили черепно-мозговые травмы, ушибы и разрывы внутренних органов, переломы. По сведениям МЧС, в центральной части здания, построенного из железобетонных плит, на ширине двух окон обрушились пролеты всех этажей. Недавно отремонтированная казарма третьего учебного парашютно-десантного батальона сложилась, как карточный домик.
14 июля в Омской области объявили траур. Прилетели, прервав отпуска, министр обороны и командующий ВДВ. Президент взял расследование под свой контроль. Родителям погибших пообещали выдать аж по 5,8 млн руб. Уголовное дело возбудили по двум статьям: халатность, повлекшая по неосторожности гибель двух и более лиц, нарушение правил безопасности при ведении строительных работ и превышение должностных полномочий (ч.3 ст.293, ч.3 ст.216, ч.3 ст.286 УК РФ). Расследованием занимается главное военное следственное управление СКР. Уже в понедельник, сообщает «Ъ», прошли обыски и выемки документов у всех причастных к эксплуатации обвалившейся казармы, а также ее капитальному ремонту, который был в 2013 году. Подозреваемые - командование учебного центра, разрешившее заселить отремонтированное здание, и строители, проводившие ремонт. Начальник учебного центра ВДВ уже задержан и частично признал свою вину, сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ. В отличие от строителей, которые, кстати, имеют самое непосредственное отношение к Железногорску.
Тот самый Спецстрой
Генподрядчик ремонта омской казармы ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России», привлекал в качестве субподрядчика ФГУП «ГУССТ №9» - омское СМУ-916. Последнее, ввиду отсутствия у него как рабочих, так и техники, привлекло еще несколько субподрядчиков. В том числе нижегородское ООО «РемЭксСтрой». К тому моменту эта фирма уже имела с десяток исков за нарушения при аналогичных работах. В том числе - за отсутствие водоотводов по периметру общежития внутренних войск, что привело к размыванию фундамента. И казарма под Омском могла рухнуть по той же причине. Это предварительная версия, которую рассматривают следователи, пишет «Ъ». Если водоотвода нет или он неправильный, под зданием возникают огромные промоины, оно проседает и рушится.
Официальные представители Минобороны тем временем уже заявили: ремонт не касался несущих конструкций, не предусматривал перепланировок. Чинили инженерные сети, полы и кровлю. Заменили окна. «В декабре 2013 года всеми заинтересованными сторонами - заказчиком, субподрядчиком и эксплуатантом - был подписан протокол о возможности эксплуатации здания. При этом комиссией был предъявлен ряд замечаний, не касающихся несущих конструкций здания: были, например, обнаружены трещины в шпаклевке и прочее», - уточнили в Спецстрое России.
Мы позвонили в пресс-службу железногорского ГУССТ №9, и очень быстро получили там точно такой же, практически слово в слово, официальный комментарий. О том, что среди тех шестерых человек, что подписали непонятный «протокол о возможности заселения здания», который после ремонта отказалась принимать комиссия, есть и начальник их СМУ-916 Игорь Титарев, наши военные строители предпочли не упоминать. Еще удалось выяснить, что истинно «наших», железногорских сотрудников в СМУ-916 нет: все омские, хотя данное строительно-монтажное управление входит в Сибирский главк, то есть ГУССТ №9 при Спецстрое России.
Знакомая до боли картина
Уже ясно как божий день: общежитие заселили, просто закрыв глаза на все недоделки. Впрочем, просто ли? Упомянутый выше эксплуатант, принявший это решение, - то самое ОАО «Славянка», бывшее руководство которого сейчас под следствием за махинации. Эта «дочка» не менее скандального «Оборонсервиса» отвечает за обслуживание жилищно-казарменного фонда военных городков. Работы в казарме, ставшей братской могилой десантников, были частью нескольких госконтрактов стоимостью свыше 3,2 млрд руб. Неслабый такой бюджет, да? Но вот что рассказал в эфире телеканала LifeNews омич Владимир Настыченко:
- Я устроился разнорабочим через интернет. Вместе со мной трудились еще почти 40 человек, но только 5-6 понимали, что мы делаем. Остальные - наркоманы и алкоголики из центра реабилитации, они отрабатывали лечение на таких вот стройках. Чертежи и схемы не использовались, так как упор делался на низкую стоимость ремонта. Внутри выносились стены - несущие или нет, я не знаю. И ставились стены из гипсокартона. Никакого усиления им при этом не придавали.
Знакомая до боли картина. Кто только и что не строит сейчас на просторах нашей необъятной Родины, именно таким вот способом осваивая деньги, - от примитивных коровников до самых высокотехнологичных сооружений! Настыченко еще добавил, что помимо этой казармы ремонт проводили и в других зданиях учебного центра. Выполняя поручение министра обороны Сергея Шойгу, их сейчас спешно проверяют при помощи диагностического комплекса «Струна», который позволяет увидеть все повреждения вследствие износа, несоблюдения технологии строительства и проседания из-за размыва грунта. Почему же этого не сделали перед заселением ребят в «объект по ул.Маргелова, 226»? Так и вертится ужом на языке слово «коррупция», и ничего другого в связи с омской трагедией на ум не приходит… Кстати, на официальном сайте ФГУП «Спецстройинжиниринг» при входе в раздел «Противодействие коррупции» получаешь ответ: «Страница, которую вы ищете, не существует».
Татьяна ДОСТАВАЛОВА