50 км/ч - это много или мало? Если ехать на велосипеде, ветер ревет в ушах, мир вокруг размывается в одну яркую картинку и захватывает дух. Если же лететь по воздуху на параплане - скорость не ощущается вовсе, а под ногами степенно и неторопливо проплывают овраги, деревья, дома и реки. Может быть, именно поэтому ни капельки не страшно, и хотя на высоте в полкилометра чувство самосохранения должно просто вопить об опасности, испытываешь странное умиротворение…
«ГиГ» прокатился по небу вместе с парапланеристом Александром Орленко из красноярского клуба Sky24, а заодно поговорил о полетах, безопасности и особенностях пилотирования паралета.
Это не парашют
Сегодня, чтобы подняться в воздух, не обязательно быть профессиональным пилотом или учиться в летной школе. Современные летательные аппараты уже не такие баснословно дорогие, как раньше, а освоить их пилотирование может практически каждый. Наверное, самым доступным, интересным в управлении и безопасным можно считать именно параплан.
- Парапланеризм для меня уже не вид спорта, а образ жизни, - признается Александр Орленко. - Все началось еще в 2008 году, я ходил в клуб «Юный авиатор» на острове Татышев в Красноярске. Тогда и попробовал полетать. Помню, как впервые поднялся в воздух на параплане и испытал невероятное чувство комфорта, словно наконец-то оказался в своей стихии. Наверное, этот момент и определил мою дальнейшую жизнь. В небе я чувствую себя как дома!
Параплан - это крыло из воздухонепроницаемой ткани, которое надувается в полете набегающим потоком и приобретает заданную форму. Внутри расположены вертикальные тканевые перегородки, задающие профиль. С виду мягкий и легкий кусок материи в воздухе становится жестким и прочным. В народе его иногда ошибочно называют парашютом. Хотя параплан действительно когда-то произошел от парашюта, он давно превзошел «праотца» по аэродинамическим свойствам. Если парашют создан для плавного приземления, параплан - именно для полетов, в том числе с использованием восходящих потоков воздуха. Пролететь таким образом можно довольно много! Невил Хьюлетт из Южной Африки в 2008 году установил мировой рекорд на открытую дальность свободного полета на параплане - он преодолел 502,9 километра. Рекордсмен провел в воздухе 7,5 часа, средняя скорость его передвижения составила 67 км/ч.
Небесная телега
Летать можно не только в режиме свободного планирования, но и с использованием мотора. Если вы увидели человека на параплане с пропеллером за спиной - перед вами не Карлсон, а всего лишь мотопарапланерист. А если по небу летит целая трехколесная телега с огромным винтом на корме - это уже паралет. О нем и пойдет речь дальше.
Выучившись пилотированию «на крыле», Александр Орленко вместе с друзьями-парапланеристами несколько лет назад организовал собственный клуб Sky24. Ребята регулярно выезжают полетать за город и с удовольствием катают на паралете желающих. Аппарат поднимается в воздух и набирает высоту за счет двигателя - винта в задней части телеги-трайка. Чтобы взлететь, нужно сначала как следует разогнаться. Телега тянет за собой крыло, параплан раскрывается, наполняется воздухом, натягивает стропы, и вся конструкция в результате отрывается от земли. Управляется полет клевантами, которые крепятся к стропам. При повороте пилот слегка подгибает заднюю кромку крыла с правой или левой стороны.
- Мы летаем за городом в районе Кубеково - очень живописное место, с высоты открывается потрясающий вид на Красноярск, Енисей, поля и леса, - говорит Александр Орленко. - Каждый раз, как и положено, предупреждаем диспетчеров Емельяново, что в таком-то квадрате будут летать парапланы. Не предупредить нельзя! Наши аппараты способны подняться на 2 километра вверх, встретить на такой высоте небольшой самолет или вертолет вполне реально. Хотя обычно для обзорного, так называемого экскурсионного полета 500 метров более чем достаточно. Надо учитывать еще, что с каждым километром температура воздуха падает градусов на пять.
Все в руках пилота
Насколько экстремально это увлечение? Существует ли опасность для жизни и здоровья? Если вспомнить недавнюю историю о разбившемся в Подмосковье парапланеристе, становится жутко.
Здесь, как и во многом другом, все зависит от человеческого фактора. Параплан сам по себе очень безопасный, прочный и надежный. Его не может ни с того ни с сего сложить в воздухе, не оборвутся и не перепутаются стропы - если, конечно, их состояние проверили перед полетом. Все известные на сегодня трагические случаи происходили по вине самих пилотов, из-за их ошибок и просчетов. Как бы ни был прост в управлении и обращении параплан, важно помнить, что это не игрушка. Особенно когда речь идет о высоте, падение с которой стоит жизни.
Полет на параплане - целое искусство, которому нужно специально обучаться. Необходимо знать основы аэродинамики и представлять, как поведет себя крыло в тех или иных обстоятельствах, изучить штурманское дело и даже метеорологию. Параплан может сложиться в полете только при неправильном пилотировании или неблагоприятных погодных условиях. Поэтому перед тем как отправиться ввысь, пилот должен тщательно оценить обстановку и риски: откуда дует ветер, какая облачность, не намечается ли дождь.
Конечно, от пары капель воды крылу ничего не будет, но при сильном намокании параплан частично теряет подъемную силу. Не говоря уже о том, что даже после высыхания неправильно растянувшиеся в полете крыло и стропы больше не придут в правильную форму. Если прямо в небе заглох мотор или кончился бензин - ничего страшного, паралет не сверзнется с высоты, а продолжит планировать на крыле. Главное, чтобы было где посадить агрегат. Поэтому траектория полета должна рассчитываться таким образом, чтобы из любой точки маршрута всегда можно было вернуться обратно.
Все в руках пилота!
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Фото
vk.com/para.sky24Экипаж паралета «Skybike» состоит из двух человек - пилота и пассажира. Они защищены дугами безопасности, а кресла оснащены 4-точечными привязными ремнями, как в пилотажных самолетах.