С очередной связкой наград вернулись воспитанники Виктора Соколова с соревнований по легкой атлетике среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. У железногорских мальчишек Евгения Маташова, Данилы Полежаева и Романа Карепова 11 медалей первенства России и шанс выступать в августе на первенстве мира в Швейцарии. Виктор Васильевич рассказал «ГиГ» о том, как достаются эти награды и что приходится преодолевать, чтобы наши спортсмены попали на Олимпийские игры.
Масштабы для спортсмена
- Виктор Васильевич, соревнования в Чебоксарах - этап отбора на первенство мира. Каковы возможности наших ребят попасть в сборную страны?
- Надеемся, что одного или двух из них пригласят в сборную. Самый главный фактор - это результат, он у нас есть, но решать будет руководство федерации на основании мирового рейтинга спортсменов, в котором нужно занять с первого по шестое место. И если у наших парней окажется столь высокий уровень, значит, они будут в сборной. Но считаю, что торопиться не стоит, мальчишкам всего 14-16 лет, все еще впереди. При соответствующем отношении к тренировочному процессу с их стороны и создании условий успех у них будет. С моей стороны сделано все, чтобы они занимались и достигали высот, мне об этом говорить не стыдно. Сейчас парни выступают во всех дисциплинах, чтобы выявить, к чему они предрасположены. Евгений и Данил, например, показывают результаты в спринте и прыжках, Роман, благодаря своему росту, хорошо метает. Я никогда не делаю ставку на одну дисциплину - а вдруг ошибусь. Со временем спортсмен себя раскроет.
- Как часто мальчишки тренируются, чтобы достичь необходимых результатов?
- У каждого спортсмена своя задача и свой запас прочности. Мы работаем индивидуально. Прежде чем начать тренировку, разговариваем, потому что мне важно, в каком состоянии и настроении он пришел. Занимаемся в ДЮСШ 4-5 раз в неделю, старшие 11 раз - утром и вечером. Но этого не хватает. Спортивные сооружения и в городе, и в крае не соответствуют их уровню подготовки. Делать в нашем манеже ускорение в полную силу невозможно, потому что дистанция ограничена 30 метрами. Почти во всех российских городах есть манежи, где беговая дорожка 200 метров, и созданы условия для секторов. В Абакане, Новосибирске, Омске их даже по два. В Красноярске - городе миллионнике - ни одного. Мы бегаем в зале по короткой дорожке, хочешь не хочешь это нас ограничивает: если много лет изо дня в день преодолеваешь короткую дистанцию, это откладывается на подкорке, и на соревнованиях очень сложно переключиться. Чтобы были результаты, нужны другие масштабы.
В ручном режиме
- Тем не менее ваши воспитанники уже готовятся выступать на Олимпиаде в 2020 году в Токио… В этот раз удастся защитить честь страны?
- В национальном пуле для участия в Паралимпийских играх находятся два спортсмена от нашего города - Вероника Зотова (специализируется на беге 1,5 тысячи метров) и Максим Остапенко (в метании). Они имеют второй рейтинг в мире и все шансы завоевать олимпийские медали. Но проблема всех российских спортсменов в том, что для выступления за рубежом нужны две допинг-пробы, но их по непонятным причинам не делают. Если проб нет, мы не имеем права выезжать на международные соревнования. А если не выезжаешь, нет международного рейтинга, а значит, и лицензии на участие в Олимпиаде. Мы уже в 2016 году пострадали - вся паралимпийская сборная, 303 человека, не попала на Игры и не заработала медалей. В этот раз мы просто не можем этого допустить.
Проблему мне пришлось решать лично. Я специально ездил в Москву и встречался с руководителем антидопингового комитета Юрием Ганусом, для того чтобы к моим спортсменам были направлены офицеры допинг-контроля. Одну пробу у них уже взяли, на вторую имеем право только через две недели. Но до ноябрьского чемпионата мира в Дубае нужно иметь обе, при этом еще и выступить на международных соревнованиях, получить международную классификацию и завоевать рейтинг.
Бороться одному за всех и против всех невозможно, а учитывая, что мы живем в Сибири, вообще сложно. Меня поражает русский авось: я поехал и решил проблему, допинг-контроль приехал тут же. Но почему нужно было мне для этого специально назначать встречу, если это их работа?! Если бы каждый на своем месте выполнял свои обязанности, мы бы жили гораздо лучше и проще. Если бы у нас федерация легкой атлетики работала нормально, она была бы допущена к соревнованиям международного уровня. До сих пор непонятно, как мы будем участвовать в Олимпийских играх в 2020 году. И будем ли вообще. К решению этого вопроса подключился Президент РФ Владимир Путин, в результате федерация легкой атлетики и Олимпийский комитет России в целом аккредитованы на Игры. WADA восстановило статус РУСАДА, будем надеяться, что российская легкая атлетика вернет себе международный статус.
- Как вы считаете, в том, что наша сборная сначала не попала на Олимпиаду в 2016 году, а на зимних Играх шла под нейтральным флагом, есть вина России, или это политические интриги?
- Дыма без огня не бывает, если бы все спортсмены были чистыми, не к чему было придраться. Вероника Зотова 10 лет по 5-6 раз в год успешно проходит допинг-контроль. Никто из моих спортсменов замаран не был и не будет. Насколько в этом скандале замешана политика, не мне судить, отсюда не видно.
Показать перспективу
- Виктор Васильевич, скажите, в чем секрет успеха ваших воспитанников?
- Чемпион рождается от любви. Я их люблю, и они отвечают мне взаимностью. Наши отношения строятся не на результате, которого я хочу от них добиться, а на том, чего хотят от жизни они. Я только рассказываю, каким образом они могут этого добиться. А когда что-то не получается, мы не обвиняем друг друга, а стараемся разобрать ошибки. Одна беда у меня, я не могу, когда их кто-то обыгрывает. Распыляюсь, начинаю спрашивать строгим тоном, а почему? Терпеливо выдерживают, но если бы не было требований, не было бы и результата. Сначала появляются маленькие радости - третье, второе место, а потом и золото. Мне часто говорят, что мои ученики похожи на меня. Ходят с достоинством, улыбаются, делают все без лишних слов. И это для меня лучшая похвала.
Горжусь тем, что ребят не надо заставлять. Вот в последний раз уезжал по делам, дал им план тренировок, они ходили, честно выполняли все, что было задано. Стараюсь создать для них такие условия, чтобы они видели, какая жизнь их ждет, если они будут заниматься. Мои ребята летают по всем городам страны и за рубеж, живут в роскошных номерах, едят в ресторанах, за ними приезжают автомобили и доставляют их к месту назначения. Но для этого нужно как минимум попасть в сборную края - все мои спортсмены числятся в региональном центре спортивной подготовки Красноярска. Там им выдают форму, обувь, финансируют поездки на все соревнования. Раз попробовав, они не захотят опуститься на уровень ниже. Я уверен, что и семьи у них будут здоровые, дети пойдут по правильному пути, потому что они умеют в жизни ориентироваться.
Записала Вера РАКОВА
Допинг-пробы делаются внезапно в любой день - с 6 до 7 утра. Именно поэтому спортсмен не имеет права двигаться без дорожной карты, он обязан оповещать вышестоящие органы, где будет проводить тренировку, обедать, спать. Если выезжает на соревнования, сообщает за сутки, каким поездом (самолетом), куда и зачем.
Виктор Соколов родился 3 апреля 1947 года. Тренер по легкой атлетике. Мастер спорта по конькобежному спорту (1979). Заслуженный педагог Красноярского края. Лучший тренер России, Лучший тренер Красноярского края, Лучший тренер Железногорска. Почетный гражданин ЗАТО Железногорск. Известные воспитанники: Наталья Большакова - мастер спорта международного класса, участница Паралимпийских игр-2004; Марта Прокофьева - кандидат в мастера спорта, участница Паралимпийских игр-2012; Вадим Неделин - мастер спорта; Вероника Зотова - кандидат в мастера спорта.