Пока спорт официально продолжает сидеть на карантине, у нас есть время поближе познакомиться с разными направлениями. «ГиГ» начинает новую рубрику «Азбука спорта» - в алфавитном порядке разберем виды, которыми можно заняться в Железногорске.
А-Авиамоделизм
Чтобы добиться успехов в этом виде спорта, не требуется каких-то специфических талантов или природной физической силы. Он придется по душе, как говорится, и физикам, и лирикам - техническая точность и романтика полета переплетены здесь очень тесно. И самое главное - в нашем городе есть все возможности для занятий авиамоделизмом.
В Железногорске авиамоделизму учат на Станции юных техников. Направление это уже более 25 лет ведет Сергей Викторович Балаболин - сам действующий спортсмен, кандидат в мастера спорта, судья первой категории, вице-президент Федерации авиамодельного спорта Красноярского края, тренер сборной края по свободному лету.
В кабинете СЮТа, где проходят занятия по авиамоделизму, для нас устроили мини-выставку. Смотрим на самолетики, ракеты и прочие летательные аппараты - картон, деревянные рейки, пластиковые бутылки, фанера… Визуально вся эта самодельная флотилия, конечно, не столь привлекательна, как навороченные фабричные модели, которые сейчас в большом ассортименте имеются в магазинах. Но в спорте и техническом моделировании свои стандарты красоты и успеха. Ценность этих аппаратов даже не в том, что все они рабочие - только представьте, некоторые способны продержаться в свободном полете по три минуты и преодолеть за это время километры. Они уникальны тем, что созданы с нуля нашими железногорскими школьниками.
И, как оказалось, не любой подручный материал подойдет для изготовления авиамодели - здесь тоже есть свои требования и ограничения. Чем легче аппарат, тем он дальше полетит, но масса не должна быть менее прописанной в положении соревнований - это спорт. Используется, например, не любая древесина, а специально заказанные бруски бальза. И действительно, берешь такой в руки - будто пенопласт. Тут все функционально. Даже флуоресцентно-розовое напыление на крыльях модели, изготовленной третьеклассницей, которое, я было подумала, по-девичьи для красоты - исключительно для того, чтобы самолетик проще выискивать в траве.
Заниматься к Сергею Викторовичу приходят дети с 7 лет. Начинают с простейших бумажных моделей самолетов.
- Основная задача на первом этапе, - рассказывает педагог, - научить ребенка работать с инструментами. Потому что дети приходят абсолютно не подготовленными - даже не все могут элементарно по линейке ровно линию провести, клей равномерно нанести, вырезать по прямой, из-за того что ножницы рук не слушаются. Вот и развиваем потихоньку моторику, обучаем усидчивости. Постепенно переходим к более сложным моделям - с применением пенопласта, реек. Ведь если из бумаги планер можно сделать за пару часов, то из пенопласта - уже займет два-три занятия. Потом идут модели из углепластика, которые собирают по полгода, годами. Представляете, сколько терпения и усидчивости это требует!
Помимо непосредственного изготовления моделей, на занятиях в СЮТе изучают основы аэродинамики - что такое центр тяжести, центр давления, угол атаки, почему крыло именно такой формы. Без теории никак. Обязательно отрабатывают моторику и фигуры пилотажа на авиасимуляторе. Поверьте, с первого раза удержать в воздухе виртуальный самолет, действительно, нереально - жесткая посадка для новичка неизбежна. А если учитывать, что радиоуправляемая модель стоит от 15-20 тысяч рублей… Но после ста часов налетов на симуляторе, дети уже спокойно ведут реальную модель.
И еще немного о финансовых затратах. К примеру, сейчас популярен новый международный класс моделей - метательный. Это когда самолет, как ядро, забрасывается за край крыла. Популярен этот класс, потому что требует минимум затрат: если самому модель делать - тысячи две на материалы уйдет. А вот профессиональные передатчики для радиоуправляемых аппаратов стоят уже от 10 до 140 тысяч рублей, плюс начинка - тут у кого сколько денег - от 100 рублей и до 150 долларов. Так что, как и любой спорт, авиамодельный - удовольствие дорогое.
Но для детей у нас в городе занятия абсолютно бесплатные. И не подумайте, что уроки в авиамодельном кружке - это только скрупулезные расчеты, чертежи, вырезания-выпиливания и склеивание. Вся теория - только через практику, не устает напоминать педагог Сергей Балаболин. Дети постоянно тестируют свои модели. Для тренировок выходят на прилегающую территорию, выезжают в додоновские поля - просто площадки возле СЮТа не для всех летательных аппаратов достаточно.
- Если только водяные ракеты запускать, - поясняет Сергей Викторович, - да и то впритык - уходим к самому болоту, и все равно по зданию попадаем.
Эти ракеты только выглядят невнушительно: пара пластиковых бутылок и скотч. А на деле легко по сто метров летают - тут все технически выверено.
Важна и физическая подготовка спортсмена. Соревнования по свободному лету, например, проходят в 7 туров, на каждый отведено по 60 минут. За это время необходимо модель запустить, сходить за ней и вернуться к стартовому столу.
- Физически слабый человек просто не сможет заниматься: иногда до 6 километров за час преодолевать приходится, и так семь раз подряд... А кордовые модели - сколько оборотов сделаете, чтобы равновесие не потерять? Семь минут управлять, при этом еще и контролировать свои действия… Метательные модели - до 70 метров заброс у спортсменов, через 10 запусков плечо так болит… - рассказывает Сергей Балаболин. - Я всегда прошу детей, чтобы они занимались легкой атлетикой, плаванием.
И все же авиамоделизм - это больше, чем просто спорт, это образ жизни. Придя в СЮТ в детстве, сюда возвращаются уже педагогами. Многие выпускники сейчас работают на ИСС, они приводят на техническое моделирование своих детей, да и сами садятся с ними за столы - вырезают, клеят, шлифуют.
- Пока есть увлеченные люди, авиамодельный спорт будет развиваться, - уверены на Станции юных техников.
Валерия ПАЛАВАЕВА
[историческая справка]
Авиамодельный вид спорта возник в 1900 году во Франции. В России первые соревнования по авиамоделизму прошли в Москве в 1910 году. Начиная с 1950-х авиамодельные кружки действовали во многих школах и клубах страны, на базе станций юных техников и подразделений ДОСААФ. Издавались посвященные этой теме журналы.
Красноярская региональная спортивная общественная организация «Федерация авиамодельного спорта» осуществляет свою деятельность с 2010 года. Количество ее членов составляет 350 человек. Федерация ежегодно приводит 4 этапа Кубка города Красноярска «EVA», открытое первенство города по метательным планерам, открытый чемпионат авиамодельного спорта города Красноярска и Красноярского края, чемпионат СФО в классе моделей F1.
Это технический вид
В авиамодельном спорте состязаются не только в мастерстве управления, но и конструировании и изготовлении летающих моделей. Для победы в разных классах требуется продемонстрировать скорость летательного аппарата, дальность, продолжительность полета, использование фигур высшего пилотажа. Основные правила указаны на официальном сайте Международной федерации авиационного спорта.
Категория F1 включает все свободнолетающие модели, то есть те, которые не зависят от спортсмена. Это планеры, резиномоторные модели, таймерные аппараты, модели комнатного типа. Для этих моделей в соревнованиях учитывается продолжительность полета.
Категория F2 объединяет участников, использующих кордовые модели. Это аппараты, которыми спортсмен управляет, используя две или более нерастягиваемые нити или тросы. Подразделяется категория на классы: скоростной, пилотажный, гоночный полет, воздушный бой.
Категория F3 - это радиоуправляемые модели. В качестве аппаратов могут выступать разнообразные модели самолетов, вертолетов, планеров, использующих во время полета команды, посылаемые спортсменом с помощью пульта.
Категория F4 - это копии самолетов, причем рассматриваются они и в качестве стендовой модели - оценивается точность воспроизведения особенностей прототипа, и с точки зрения пилотируемых свойств.
Есть и другие категории, их очень много, и каждая включает несколько классов.
Планеры, резиномоторные самолеты, ракеты, с которых начинается этот спорт, довольно просты в изготовлении. Вместе с тем они являются началом весьма серьезной профориентации, которая со временем может обеспечить кадрами предприятия научно-технической и оборонной сферы. Недаром ведь практически все легендарные авиаконструкторы в юности прошли через кружки авиамоделизма.