Заметки байкера о поездке в Горный Алтай
Для каждого человека отпуск означает разное. Для меня это время путешествий. Момент, когда садишься на свой верный Honda Valkyrie Interstate, выезжаешь за КПП. Вот где начинается свобода для тела и души! FJR-tour в прошлом году проходил в Екатеринбурге, в этом его было решено проводить в Горном Алтае. Последний называют второй Швейцарией или вторым Тибетом. А алтайцы говорят, что это Тибет - второй Алтай. Наверное, они правы.
Около полугода «пережевывали» все предложения и идеи, места дислокации и прочее. И вот настал июнь 2013 года, 7-го числа обозначены координаты места встречи участников тура. Пятница, дожидаюсь свою любимую Марину с работы, вещи на мотоцикле уже уложены по кофрам, бензобак налит под горловину. Поворот ключа в замке зажигания, большой палец правой руки нажимает кнопку стартера, оппозитный шестицилиндровый двигатель размеренно набирает обороты. Проезжаем КПП, Сосновоборск и уходим на Новосибирск. Знакомая наша М53!
Отъехали километров 50 - начался сильный дождь. Благо в настоящее время мотоциклетная экипировка развивается, используются даже наноматериалы. Дождевик – неотъемлемая часть вещей мототуриста. Дождь кончился только после Кемерово. На кемеровском посту ГИБДД всегда стоят наши всеми любимые гаишники. Время три или четыре утра, сбавляю скорость, ориентируясь на знаки, а он уже бежит, улыбаясь, машет жезлом. Включаю правый поворот, останавливаюсь, моя пассажирка медленно слезает с мотоцикла (видимо, затекшие ноги и спина дают о себе знать). В чем проблема, дорогой? Сотрудник в ответ – покажите документы. После пары минут беседы о том, что необходимо все вещи вытащить и потом обратно упаковать, отпускает с миром, узнав, что мы из Красноярска и под дождем неслись аккурат до него.
Проезжаем по ночному городу, выруливаем на автомагистраль, первую построенную в Сибири, за что хотелось бы воспеть оду губернатору Кемеровской области Тулееву.
«Шагаем» потихоньку до Новокузнецка, а здесь начинается самое интересное. Логичнее было бы ехать через Белово, но проверенный «сусанин» (дигма 351 оллроад) показывает, что надо именно сюда. Началась гравийка, первые 10 км, затем 20, 30 - когда же она кончится? В итоге 100 км позади, выезжаем на трассу. Мысль только одна: война закончилась уже больше полувека назад, а дороги-то кто-нибудь делать будет?
Проезжаем Бийск, еще немного, еще чуть-чуть - и будем на базе. В Республике Алтай только один город – Горноалтайск, все остальное деревеньки да села. Минуем Майму, кто любит сыр – это название неоднократно читал на упаковке, так вот, сыр делают в Алтайском крае. Проезжаем Усть-Сема, Чепош, и вот она, долгожданная деревня Узнезя. На часах 12 дня, база Сенди Бич встречает нас большим желтым указателем. Подкатываю к воротам, Марина спрыгивает, радостная – наконец-то закончилась долгая дорога: под дождем, ночью, в туман...
Услышав звук мотоциклетного мотора, участники фиджер-тура скапливаются у входа, кто забирает шлем, кто сумки и помогают донести до домика, который ранее для нас был забронирован.
Маришка сразу решила прилечь и отдохнуть. Я же сел в беседке с Димой Банзаем (Новосибирск), чтобы обсудить кое-какие вопросы. Все участники тура проснулись, кто-то собрался ехать в магазин, другие еще куда-то. Я принял для себя решение – сегодня на мотоцикл не сяду, буду отдыхать. Банзай угостил горноалтайской медовухой, рассказал об основных принципах ее изготовления. Вышел из домика и гость с Украины, Рома–электроник, человек–легенда. Из соседнего домика выглянул Леха (капитан) из Чебоксар. С этими людьми мы впервые познакомились в прошлом году в Екатеринбурге, на фиджер-слете. В компании интересных людей время летит очень быстро, вот и вечер, немного еще посидели все вместе за большим столом, поиграли на гитаре, попели песни да улеглись спать.
Утром решили съездить на Чемальскую ГЭС. Она примечательна тем, что была построена в 1935 году заключенными Сибирского управления лагерей особого назначения, возводили ГЭС порядка 700 человек. Электростанция расположена в нескольких сотнях метров от места впадения Чемала в Катунь. Красиво, здесь очень любят бывать туристы.
На следующий день устроили экскурсию в Тавдинские пещеры. Свое название они получили от деревни Тавда, ранее располагавшейся неподалеку. Протяженность скал с пещерами составляет около 5 км. Входы находятся в отвесных скалах и утесах, большая часть из которых легко доступна. В связи с популярностью этого места некоторые входы даже оборудованы деревянными ступенями, а в самые посещаемые туристами пещеры проведен свет. Многие пещеры имеют по несколько входов и соединяются друг с другом, образуя грандиозную взаимосвязанную систему. Пощелкались на память и опять на базу: гитара, шашлыки, общение.
Прошло три дня, и участники фиджер-тура начали потихоньку выдвигаться в сторону дома, мы же, побеседовав с Лехой–капитаном, решили остаться еще на пару-тройку дней и посмотреть настоящий Горный Алтай. Вы спросите, почему нельзя увидеть его, просто проезжая по дороге? А кто сказал, что туризм - благо для людей? Никогда он таким не был, туризм - вырубка леса, загрязнение рек и всего прочего, про человека тут можно уже в принципе и не говорить.
Алтай уже не тот, что был 5-7 лет назад. Возможно, глубинный как-то еще соответствует понятию этого уголка Земли, может быть, высоко в горах можно почувствовать его дух. Но вдоль Катуни, по Чуйскому тракту, привычного Алтая уже нет, все продано под отели, турбазы, даже на берегу реки свободное место найти трудно. Здешние жители смотрят на туриста, как на врага, а в лучшем случае - как на объект наживы.
Вдоволь нафотографировавшись, решили доехать до знаменитых Красных ворот, сели на мотоциклы, катим. Дорожники трассу делают ужасно: поливают гудроном, сверху насыпают щебень, немного разравнивают и пускают автотранспорт, чтобы укатывал. На машине такая технология ремонта дорог особо никак не ощущается, но вот на мотоцикле - чересчур! По законам физики камешки под колесом должны отлетать под мотоцикл, а здесь все гораздо интереснее: камни, как трассеры, то слева, то справа, то через верх летят, в общем, одно издевательство! Благо хоть знаки ограничения скорости стоят и то, что ремонт идет, тоже. Едем дальше, слева высокая скалистая гора и водопад - неописуемое зрелище! Запечатлели на память.
Подхожу к мотоциклу, смотрю на заднее колесо, оно спущено - вот так проблема! Дорожники, черт их возьми! Комплект для ремонта бескамерных покрышек с собой забыл взять, потому всем рекомендую перед дальними поездками купить и положить. Необходимая вещь! На мое спасение, Леха достает из-под сиденья маленький компрессор, подключаем к прикуривателю и накачиваем. Заправляемся, спешно узнаю, нет ли на заправке комплекта для ремонта бескамерки. Нет, едем искать шиномонтажку. Нашли, поворачиваем, 100 метров, мужичок с сигареткой стоит, удивленно смотрит на нас. Говорю: жгут надо поставить в заднее колесо, не снимая его. Катаем мотоцикл вперед–назад, вот он, вредитель - маленький камень ровно посередине радиальной покрышки торчит, оперативно сделали мне колесо.
Едем дальше и наслаждаемся горными пейзажами. Слева стадо коров, справа пасутся овцы, размеренная жизнь, никто никуда не торопится, кроме нас. Воздух в Горном Алтае разреженный, чистый, приятно им наполнять грудь, каждый вздох - просто песня! Слева и справа опять несколько десятков животных, коровы, бычки, кони, овцы. Моему удивлению не было предела, когда я увидел яка, спокойно разгуливающего по лужайке.
По прошествии небольшого количества времени, чтобы не плутать, останавливаемся и спрашиваем у местных, как нам до Красных ворот добраться. Едем до Улагана, там поворачиваем, далее по прямой. Зачем нам такие однодневные пробеги по 300 км туда и обратно? Ответ простой: быть на Алтае и не увидеть его, так сказать, начало как-то неправильно. Про Красные ворота существует множество легенд, но их рассказывать не буду, скажу одно - там какая-то невероятная энергетика, всем советую побывать! Недалеко от поселка Акташ находятся красивое ущелье и каскад небольших водопадов.
Чуть далее ущелье резко сужается, пока окружающие горы практически не смыкаются друг с другом, оставляя пространство между собой всего в несколько десятков метров – здесь, меж гор, пробито место для дороги высотой в несколько десятков метров. Это и есть Красные ворота. Красивое место, которое своим названием обязано, во-первых, узкому горному перешейку, а во-вторых, красноватому оттенку скал. Такой цвет им придает киноварь (ртутная руда), она в большом количестве содержится в местных породах. С больших каменных валунов открывается чудесный вид на расположенный ниже каскад горной реки.
На обратном пути заехали в местное кафе, подкрепившись, взяли курс на базу. В горах погода непредсказуемая, 5 минут назад жарило солнце, и вдруг хмурые тучи, готовые долго орошать дождем всех и вся. Но все же погода здесь мне нравится: даже если пройдет дождь, буквально через 10-40 минут его как не бывало, почти как в Таиланде. Насекомые в Горном Алтае, такие как мошка, комары, слепни и прочие, отсутствуют, это непривычно для нас, будто в другой мир попали.
Начинают набегать сумерки, там, где ремонтники положили новый асфальт и не удосужились нарисовать границы дороги, проблематично ехать ночью, особенно на вершине подъема – не понять, в какую сторону пойдет трасса. Скорость снижаем до 60-80 км/ч. Решили ехать медленнее, зато без происшествий.
Зарубежные изобретатели каждый день нас радуют своими гаджетами. Не зря имеется поговорка: «Лень – двигатель прогресса». Для водителей, перегоняющих машины, либо просто для компании, которая едет на нескольких автомобилях, выпускают рации для удобства и экономии времени на остановках. Вот и для мотоциклистов есть похожая штучка. Блютус гарнитура «Скала райдер» - очень удобная вещь. Можно общаться со своим пассажиром и еще двумя байкерами одновременно в режиме конференц-связи по блютусу, на телефонные звонки отвечать, не останавливая мотоцикл. Спасибо вам, великие умы!
Приехали на базу около двух ночи, легли отдыхать. Утром Леха-капитан стартанул к родственникам в Омск, а мы с моей любимой решили съездить в маральник «Агайра». Проехав от базы км 30 по Чуйскому тракту, остановились в деревне, местные с удовольствием нам объяснили весь путь. Едем, вижу - поворот направо с федералки, сразу начинается гравийка, не очень хороший знак. Проехали 10 км - одна деревня, проехали еще 13 км – еще одна, осталась третья, до нее 7-9 км. Добрались до последней деревни, смотрим в гору, взгляду представляется размытая дорога, примерно 8-9 следов колеи, на мотоцикле туда ехать я не рискнул. Тут нужен туристический эндуро – по типу BMW1200GS Adventure, Africa twin и подобные. Поспрашивал жителей, сможет ли кто нас довезти еще 10 км до маральника. Никто не отважился.
Оставили у доброй бабушки мотоцикл и пошли пешком. Часа через полтора–два, вымокнув под дождем и измазав обувь и штаны в грязи, дошли до места и… разочаровались. Владелец урочища сказал: экскурсию по маральнику провести могу, но марала живого вы не встретите, вчера срез прошел, и теперь только в следующие выходные можно будет увидеть. Посмотрели технологию варки, сушки, хранения рогов марала. Решено было принять пантовую ванну: это раствор, в котором варятся рога марала, при температуре воды 42-44 градуса больше 23 минут лежать в такой ванне не рекомендуется, нагрузка на сердце и остальные органы большая.
Попили на дорожку чайку и уговорили хозяина урочища подвезти нас на уазике до деревни. Тем более, начался сильный дождь, дорогу размыло, такое ощущение, что ноги опускаешь в растаявшее сливочное масло, все плывет. Мужик с удовольствием отвез нас, дорога заняла минут 20-30, по размытой колее УАЗ идет, конечно, гораздо лучше «жигулей», но все равно тяжеловато.
Последний день – дорога домой. Переехали границу Горного Алтая и Алтайского края - где-то здесь находится знаменитая Денисова пещера, входящая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В пещере обнаружили останки человека возрастом 42 тысячи лет. Мы-то считаем, что древние люди существовали где-то в Африке. А они, оказывается, у нас в Сибири жили еще до Всемирного потопа и бед не знали.
До дома решили ехать дорогой, что немного длиннее, но по качеству должна быть лучше, а именно: Узнезя-Усть-Сема-Майма-Бийск-Заринск-Белово-Кемерово-Мариинск-Красноярск-Железногорск. И все равно пришлось преодолевать участок гравийки протяженностью километров 20, остальная дорога оказалась очень даже ничего. (После поездки, кстати, стал задумываться о смене типа мотоцикла - тяжелого круизера на туристический эндуро.)
И вот мы дома, целы и невредимы! План посещения фиджер-тура 2013 выполнен полностью и даже больше.
Андрей КАЗАНЦЕВ
Фото автора