Железногорцы, решившие в выходные отсидеться дома под теплыми одеялами, много потеряли, не отправившись на берег любимого озера. Там проходила закрывающая сезон регата на Кубок главы ЗАТО. Такого количества парусов давненько не было на глади голубой жемчужины.
Нам не победить?
С раннего утра на пирсах железногорского яхт-клуба было не протолкнуться от спускаемых на воду судов. На последнюю гонку в город приехали спортсмены из Красноярска, Новосибирска, Бердска, Ужура и Дивногорска. Причем только Новосибирск привез целую детскую команду из 20 человек. Всего же боролись за победу 42 яхтсмена. Посмотрев на вооружение чужих корабликов, хозяева заметно сдулись. То там, то здесь слышалось «нам не победить». Президент краевой федерации парусного спорта Валерий Кокоулин старался приободрить железногорцев, но потом в интервью «ГиГ» сказал честно:
- Наш спорт - дорогое удовольствие. Везде он держится на фанатах, которые готовы на свои деньги покупать яхты и паруса. У города таких фанатов то ли нет, то ли мало. Поймите, есть яхта за миллион рублей, есть за 20 тысяч. При всех условиях первая выиграет у второй. И никакое мастерство и знание своего озера тут не помогут.
На погоду не сопрешь
В этом году серьезному изменению подверглась земноводная часть праздника. Трассу гонки изменили, проложив участок вдоль пляжа, чтобы публика могла получить более яркие впечатления. Подготовленная развлекательная программа должна была усладить музыкальный слух зрителей. Для смелых в качестве прокатного судна выступила яхта олимпийского класса, открытая для всех желающих. Моряки (или все-таки речники?) из войсковой части 3377 провели демонстрацию подводного снаряжения и боевых катеров. Бесплатно работала полевая кухня с солдатской кашей и горячим чаем. Но насладиться этим набором собралось не больше 100 человек. Конечно, многое можно спереть на погоду, но реклама такого мероприятия могла быть и шире. Впрочем, среди все-таки пришедших на праздник оказалось немало старожилов, которые рассказывали любопытным журналистам о появлении парусов на озере много лет назад.
Поражение - лучший учитель?
Первых мест нашим землякам завоевать так и не удалось. Пессимисты назвали ситуацию тотальным неуспехом, эксперты - уроком.
- То, что происходило два дня на озере, это не неуспех железногорской сборной, - заявил Валерий Кокоулин. - Давайте говорить честно: в городе нет реальной секции. А нет секции, значит, нет людей, которые будут со здоровым фанатизмом этим заниматься. А при двух этих условиях дальше становится почти невозможным что-то выиграть. В таких условиях и взрослые спортсмены могут в лучшем случае поддерживать свой уровень, но не побеждать. Красноярск, впрочем, тоже испытывает схожие трудности. Берите пример с Новосибирска, там действуют три секции парусного спорта, 7 тренеров работают за нормальные деньги на полную ставку. В Красноярске один тренер на полставки, в Железногорске один человек на полставки - и то не тренера, а какого-то технического сотрудника. Так какие могут быть результаты на финише?..
Однако, по мнению президента федерации, позитивные сдвиги в городе есть. Впервые за долгие годы Железногорск занялся обновлением парусного флота. В недостаточном количестве, но взялся. Федерация ценит усилия властей в популяризации своего вида спорта и три года визитирует городское озеро, причем с каждым разом все более представительным составом. В будущем сезоне праздник парусного спорта может стать еще более масштабным. Надо только извлечь уроки из этого года и готовиться к следующему…
Михаил МАРКОВИЧ