- Владимир Владимирович, старожилы помнят времена, когда волейбольные баталии разворачивались едва ли не в каждом городском квартале. Вечерами, после работы, люди сами разбивались на команды и с увлечением играли на обычных травяных площадках. Их никто не заставлял и не организовывал. Сейчас такого, к сожалению, почти не встретишь. Неужели золотая эра этого вида спорта для Железногорска канула в Лету?
- Мы живем в другом веке, в другом мире. Раньше возможности досуга были ограничены, на телевидении действовало только два канала, где не было ничего интересного. Естественно, в то время народ еще не знал компьютеров, Интернета. Вот люди и реализовывали себя на спортивных площадках. Сейчас совершенно иная молодежь — она неуправляема, плывет по течению. Почему мы не можем взять подрастающее поколение спортом? Просто молодые люди, я убедился на собственном опыте, не всегда желают начинать с нуля и долго трудиться. Им хочется результата сегодня и сейчас! Но волейбол, о котором наш сегодняшний разговор, это очень серьезный в техническом плане вид спорта. Здесь нужно упорно тренироваться, терпеть и ждать результата не один год, а как минимум пять лет.
- Тем не менее, сегодня в городе существуют две ведущие сборные - мужская и женская. Что можно сказать об их работоспособности, могут ли они составить конкуренцию спортсменам других территорий?
- Наша мужская команда никогда не относилась к ВИП-классу, она всегда ходила в середнячках. Да, были призерами Красноярского края, но больших высот не добивались. Другое дело - женская команда. Поначалу она выступала от Спецстроя и довольно уверенно чувствовала себя на краевых соревнованиях: девушки были участниками первенства России, зоны Сибири и Дальнего Востока. Потом, по разным причинам, команда начала рассыпаться, а в 2005 году ушла под крыло ГХК. Наше предприятие ее поддержало. За это время команда становилась чемпионом Красноярского края, многократным призером, лидером в спартакиаде «Атом-спорта». Но шло время, притока молодых игроков не было, поэтому мы пошли по убывающей. Сегодня можно констатировать, что в женском волейболе на краевом уровне мы, к сожалению, не конкурентоспособны.
- Созданная в городе специализированная Детская юношеская спортивная школа «Смена» по игровым видам как-то может изменить ситуацию?
- Мы, я имею в виду городскую федерацию, уверены, что непременно будет прогресс в развитии волейбола. В городе профессионально работал лишь один тренер по этому виду спорта. Конечно, этого недостаточно. Сейчас в школу приняты еще два специалиста. Очень опытный тренер - Валентина Барабанщикова, много лет проработала и с детьми, и со взрослыми, преподавала на факультете физвоспитания КГПУ. Мы надеемся, что вокруг нее будут аккумулироваться молодые специалисты, поскольку на сегодняшний день нехватка кадров - большая проблема. В Железногорске ежегодно заканчивают учебу выпускники филиала факультета физвоспитания КГПУ. Но скажите, сколько из них потом устраиваются по специальности, приходят преподавать в школы? Ничтожный процент. А будущих тренеров необходимо выращивать со школьной скамьи. Надо, чтобы ученики, проявляющие активность в спорте, помогали учителям физкультуры организовывать и проводить соревнования, если надо - судить матчи. Такие ребята с большой долей вероятности могли бы выбрать для дальнейшей учебы именно спортивные вузы. Только тогда можно надеяться, что дефицита в тренерских кадрах не будет. Подобная система, кстати, долгое время существовала в нашей стране, но потом исчезла.
- На осеннем краевом турнире наши спортсменки под руководством Валентины Барабанщиковой стали пятыми. Это достижение или провал?
- Это, на наш взгляд, промежуточный результат. Но если мы говорим о подъеме интереса к этой игре, ее массовости, то не надо акцентировать внимание только на результатах. Сейчас в командах выступают дети, которые еще не получили основ игры в волейбол - практически самоучки, многого с них требовать нельзя, как нельзя рассчитывать на победы в серьезных турнирах. Скорее всего, сегодняшних спортсменок надо использовать для популяризации волейбола. Да, мы приняли у себя первенство края. Но считаю досадным недоразумением, что во время проводимых игр на трибунах не было зрителей, тех же воспитанников «Смены», учащихся других школ, которые могли бы увидеть интересную игру лучших краевых команд. А почему бы уроки физкультуры не посвящать конкретным соревнованиям, на которые приходили бы целыми классами? Вот это настоящая наглядность! На пальцах же невозможно объяснить, что такое волейбол. Пока человек не увидит саму игру, не поймет, как это интересно, он никогда не увлечется им. В этом плане мы, мягко говоря, не дорабатываем.
Надо высказать укор и городским СМИ. Грамотной, живой пропаганды волейбола, к сожалению, нет. Надо, чтобы журналисты чаще бывали на соревнованиях и не повторяли в телерепортажах без конца одни и те же сюжеты давно снятых матчей. Человек должен видеть: вот он, чемпион, я на него буду равняться! Именно такая политика важна сегодня. И она, кстати, требует не таких уж больших денег. Все на своем уровне где-то не дорабатывают, а в итоге мы имеем весьма печальный результат - не полноценные спортсмены, а какие-то полуфабрикаты получаются.
- Может быть, стоит делать ставку в подготовке волейболистов не только на «Смену», а подключать к этой работе рядовые школы?
- Да так и надо делать! У нас есть хороший пример - 102 лицей, руководство которого выделяет для тренировок зал и всеми силами помогает занятиям волейболом. Пусть вокруг этого учебного заведения аккумулируются команды других школ, пусть проходят соревнования. Это же интересно! Не надо увлекаться школьными лигами, которые организовывает край, возить туда неподготовленных детей, тратить время и средства. Назовите школу, где проходят соревнования между командами классов, чтобы потом победитель с полным правом мог выступить на городском уровне? Нет таких.
- Пока не будет притока молодых подготовленных игроков, взрослые команды, действующие в городе, все время будут идти, как вы говорите, по убывающей?
- Естественно. Мы же не ставим целью воспитание олимпийских чемпионов. Но если в условной пирамиде развития волейбола будет только верхушка без основания, ни о каких перспективах не может быть и речи. И, наоборот, без надежного основания не видать вершины. Все здесь взаимосвязано.
Беседовал Александр ЖЕТМЕКОВ