Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Нелегкая атлетика Марты Прокофьевой

6 ноября 2012 / Спорт / 0
Марта Прокофьева не плакала, когда на табло высветился не результат ее броска, а непонятные баллы. Не плакала она, оказавшись одна после соревнований в пустой комнате, тогда как ее тренер Виктор Соколов, лишенный чиновниками встречи с ней, хватался за сердце, сидя на трибуне. Даже когда она рассказывала эту историю, тоже не плакала. Ведь Марта не участница лондонской Паралимпиады, она ее финалистка!

После возвращения Марты и ее тренера на родину прошло уже несколько дней. Чуть ли не ежедневно их теперь переманивают друг у друга краевые и местные СМИ, а телефоны раскаляются от постоянных звонков. По прошествии двух недель страсти немного улеглись, но история, произошедшая с молодой спортсменкой и ее тренером на чужбине, будет еще долгое время у всех на слуху. Разум отказывается понимать, почему результат Марты, по всем канонам толкнувшей ядро как минимум на серебряную медаль, вдруг отошел не то что на третий, а на восьмой план.

Разделяй и властвуй

Соколов говорит, что началось все еще с российского олимпийского комитета, где его экипировали с ног до головы, но лишили аккредитации как тренера. Мол, прилетите в Лондон, а там все будет готово. Прилетели, а там фигушки. На стадионе присутствуйте, пожалуйста, а вот на личных тренировках, тем более в секторе, ни-ни.
Так что с Мартой Виктор Соколов, тренирующий ее уже 14 лет, смог встретиться только 5 сентября после соревнований, когда добрые люди всеми правдами и неправдами помогли пригласить девушку на проходную олимпийской деревни. Соколову, равно как и многим другим российским тренерам, было запрещено посещать деревню. Как всегда кто-то из российских спортивных чиновников не подсуетился вовремя или вовсе посчитал, что такая вещь, как аккредитация, не важна. В Лондоне прямо говорили: это только у русских так - личный тренер не может быть рядом с воспитанником. Впечатления от подобной любви к соотечественникам будет позже, а сначала, перед Играми, российская сборная собралась в столице и отправилась на встречу к Владимиру Путину за напутственным словом.

А икра и вправду красная
Ждали президента долго, часа два, рассказывает Марта. Перед началом встречи спортсменов подробно проинструктировали, как следует себя вести с главой страны.
- Предварительно нас всех разделили на группы и посадили за разные столы, которые просто ломились от угощений, - рассказывает спортсменка. - Блинчики диаметром 5 сантиметров, тарталетки с икрой… Такого цвета у красной икры я никогда не видела! Оказывается, она совсем другая.
Многое из представленных яств в Алексеевском зале спортсмены так и не решились попробовать - поскромничали. Наконец Владимир Владимирович подошел к столу Марты. Глава государства был какой-то грустный и совсем не улыбался. Немного обидно было, рассказывает Прокофьева, что президент посчитал, что паралимпийцам, занимающимся зимними видами спорта, намного сложнее. Например, слепым горнолыжникам, предположил Путин. Легкоатлеты за столом возмутились и рассказали президенту, что испытывает тот же слабовидящий спортсмен, который прыгает в длину, не видя, а только чувствуя яму. И тут президент согласился, вспоминает Марта. Когда Владимиру Владимировичу представили железногорскую спортсменку и сказали, что она из Красноярского края, он заметно оживился. Было очень приятно.
- Красноярск - очень хороший город! - вынес вердикт президент.
Глава государства охотно пообщался с паралимпийцами, а когда из его стакана хорошо пригубил слабовидящий спортсмен (по ошибке, конечно), сделал вид, что ничего не заметил.

Спасались только «Дошираком»

По прибытии в Лондон у спортсменов начались дни изнурительных тренировок. Марта говорит, сутки шли только по одной траектории: тренажерный зал – столовая - кровать. Знакомиться с достопримечательностями Лондона не было времени, ведь настрой был только на соревнования. Правда, однажды организаторы устроили паралимпийцам экскурсию.
- Посадили нас в автобус - полный салон слепых, - со смехом рассказывает Марта.- И поехали мы по городу. А экскурсовод говорит: «Посмотрите налево, посмотрите направо…»
Питание в Лондоне для паралимпийцев – бе-е, вспоминает девушка. Выбор, конечно, имелся - в столовой олимпийской деревни было представлено несколько кухонь мира. Ешь не хочу. Только вот русской среди ассортимента не оказалось. Но наш человек - он и в Англии наш: любимый тренер одолжил пачку «Доширака». Марта смеется:
- Иду через проходную, думаю: ну, если отберут - устрою международный скандал! Но пропустили.
И когда девушка заварила кипятком китайскую лапшу, то на знакомый запах сбежались почти все жители олимпийской деревни. Ностальгия! Все обзавидовались.

Восьмая Марта
Наверное, вот такие житейские ироничные истории помогли Марте и ее тренеру справиться с тем, что произошло 5 сентября.
Нелепый и непонятный всему миру подсчет баллов выступлений паралимпийцев в Лондоне до глубины души поразил и оскорбил многих спортсменов. Ведь согласно этой системе лучшим становился не тот, у кого результат был выше, а как раз наоборот. Вот такой театр абсурда.
- Мне до сих пор непонятно, как можно сравнить спортсменку, которая потеряла зрение недавно и, будучи здоровой, толкнула ядро на 20 метров, - негодует Соколов, - с теми, кто слабо видит от рождения? Ведь по своему классу слепые осваивают только 7-8 метров.
То, что Марта не сможет победить эту систему, она и ее тренер поняли еще на отборочных соревнованиях. Из девяти российских легкоатлетов в финал прошли только двое – Прокофьева и Савченко. В итоге Марта показала по паралимпийским меркам восьмой результат, а по человеческим – второй.
Тогда, в Лондоне, увидев те роковые цифры на табло, девушка взяла себя в руки и молча отправилась в свою раздевалку. Там ее мог ждать тренер, который обнял бы, и тогда она обязательно бы дала волю своим чувствам. Возможно, они даже поспорили бы, покричали, перешли на личности, но в те страшные минуты рядом с Мартой не оказалось никого. Судьба распорядилась иначе, и Соколов остался на трибунах. А Марта…
- На стадионе я не плакала, - призналась девушка.
А что было потом, достоверно не знает никто. Сколько слез было пролито - и все из-за этой самой несправедливости!

Она не хотела быть слабой
Тренер Соколов буквально разбомбил тогда телефон Прокофьевой. То занято, то не отвечает, то «абонент отключил телефон». Наконец Марта взяла трубку.
- Не надо, Виктор Васильевич, не приезжайте, все в порядке, - сказала тогда девушка, пытаясь сдерживать всхлипы.
Что сделал Соколов? Конечно, собрался и приехал к проходной олимпийской деревни. Вызвал Марту правдами-неправдами.
- Это чудовищно, что спортсменов вот так оставляют один на один со своим горем, - возмущается лучший детский тренер России. – Ни психологов, ни людей, способных утешить! И вы знаете, что меня поразило? Марта не хотела быть слабой и берегла меня от переживаний. Она очень сильная девушка!

В планах у Марты Прокофьевой и Виктора Соколова продолжать тренироваться и улучшать свои собственные рекорды. В феврале железногорская спортсменка и ее тренер отправятся в Омск на чемпионат России по легкой атлетике, а в июне во Францию на чемпионат мира.

Не за горами и паралимпиада в Рио-де-Жанейро. Кстати, некоторые источники сообщают, что бразильцы не намерены использовать балльную систему результативности, которая была применена в Лондоне. Но даже если это не так, Марта Прокофьева все равно собирается принять участие в соревнованиях. В своем телевизионном ролике накануне паралимпиады девушка заявила: «Я не такая, как все!» Конечно, не такая. Она лучшая!
 
Маргарита СОСЕДОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения