Десятки вырванных мостов, покореженных бамперов, разбитых фар, оторванных зеркал, несколько миллионов рублей оставлены в районе Кедрового ущелья… Именно так я предполагала начать журналистский отчет о трофи-рейде, который прошел в минувшие выходные под Железногорском. Другую сторону этого чуждого мне мира я увидела, лишь прокатившись по «точкам» вместе с гонщиками. Канавы, броды, болота, реки и камни - для джиперов это все дорога, которая ведет к азарту, драйву, взаимовыручке, сверхспособности видеть мир красивым. Это джиперы и называют жизнью.
7.00. В базовом лагере очень тихо, говорят, так тихо бывает только в это время. К рассвету замолкают даже самые неугомонные участники, правда, на пару часов. В воздухе приятный запах березовой коры и дыма. Кто-то у палатки готовит кофе, кто-то завтрак, а кто-то предпочитает напитки покрепче.
- А разве можно за рулем? - осторожно интересуюсь я у джипера.
- Думаете, на «точках» ждут гаишники? - смеется тот.
На его уазике нет живого места от наклеек. О цвете кузова можно только догадываться. Внутри тойотовские кресла, колеса, наверное, от лунохода.
- Машина напичкана всем, наш уазик самый уазистый в мире, - говорит мужчина.
С этим не поспоришь. Рядом под капотом такого же чуда советской техники лежит Александр, сверху на капоте - Дмитрий. Парням не повезло, они сломались еще по дороге к базовому лагерю и теперь торопятся починить машину к старту. Неподалеку хозяин миниатюрного японского джипа забивает в навигатор координаты с «точками». Его машинка такая маленькая, словно игрушечная. Как эта серебристая иномарка, пусть и с трубой на крыше, поедет по тайге?
- Мы победим, - утверждают владельцы «лексуса», так они называют зеленый ЛуАЗ.
В трофи-рейдах важна не скорость, а проходимость, поясняют парни. Но, по-моему, и с тем, и с другим у авто по жизни проблемы.
- Зато он легкий, мы его и на руках до «точки» донесем! - смеются молодые люди.
По правилам участники, добравшись до так называемой «точки», должны сфотографироваться, одной рукой держась за кузов автомобиля, а другой за номер найденной отметки. Все машины специально и очень серьезно подготовлены. Джиперы в этом отношении люди творческие: авто, как корабли, зачастую имеют имена, причем не всегда серьезные - тут тебе и «Доктор», и «Веселый Роджер». Как и в любых соревнованиях, машины делятся на классы, также в трофи-рейде принимают участие квадроциклы.
- Ну что, прокатимся по «точкам», - предложил мне любитель экстремального спорта, а по совместительству заместитель главы администрации Андрей Шевченко.
«Неужели я похожа на героя?» - мелькнуло в моей голове. Но журналистское любопытство взяло верх, кто же откажется освещать соревнования изнутри, прямо с сиденья квадроцикла! И вот мы несемся по тайге. Пни, кочки, канавы... Ветки хлещут нас вдоль и поперек, не давая вдохнуть. Дорога в тайге - понятие условное, если деревья не растут - можно ехать. Мне становится по-настоящему страшно, ощущение - будто тебя выкинули в открытый космос, а скафандр дать забыли. Я с ужасом жду первую «точку». И вот, наконец, остановка, после семи минут на квадроцикле я готова целовать землю и топать обратно пешком. Весь вопрос - в какую сторону.
В окрестностях «точки» собралось несколько машин. В грязь лезть не решаются, один уазик уже застрял намертво и перекрыл дорогу. Остальные участники идут на разведку, золотое правило внедорожника: больше ходишь - дальше едешь. Джиперы - народ оптимистичный и веселый, только они называют дорогой то место, где собираются проехать.
На вопрос «Бывает ли дорога хуже?» отвечают - бывает. Здесь же. В прошлом году.
- Я тут тогда мост оторвал, - говорит один.
- А я вон в том болоте чуть не утонул, глубины не хватило, чтобы салон под крышу залить, - подхватывает другой водитель.
Дальнейший разговор - это соревнование, кто больше здесь оставил запчастей. Участники рассказывают о своих потерях с гордостью, как о военных подвигах.
И вот мы опять несемся по тайге, зачем-то полезли на сопку. После пяти минут вертикального подъема я готова верить даже в то, что квадроцикл летает. Потом мы перепрыгнули канаву, спустились к речушке и помчались прямо по воде против течения. Андрей Вадимович, управляя квадроциклом, успевает проводить экскурсию, он настолько влюблен в тайгу, что готов подъезжать к каждому дереву, к грибам и птичкам, чтобы показать, насколько они прекрасны. В таком настроении мы влетаем в болото и начинаем тонуть в грязи.
- Наверное, надо слезть с квадроцикла? - с надеждой говорю я.
- Сейчас выберемся, - невозмутимо отвечает Шевченко, - смотри, как дятел березу точит. Жаль, улетел...
Еще бы не жаль! Утонуть в болоте и не услышать стук дятла было бы совсем скверно. Но мы выехали. Точнее, подтянулись лебедкой. В этих местах это самое надежное средство передвижения. Неподалеку в таком же болоте прямо на «точке» «лебедились» два квадроцикла. Их хозяева тоже не похожи на безбашенных, однако у одного из воды виднелся только руль. Я поинтересовалась, сколько стоит это чудо техники, оказалось - 400 тысяч. На суше один не завелся. Рядом в яму погружались настоящие супермены на «Ниве»: фары - стекло - крыша. И обратно: крыша - стекло - фары. Потом двери открылись, вода из салона - плюх. Постояли, посушили, завели и поехали. Мистика!
Спустя пять часов адреналиновой инъекции по бездорожью мы, грязные и мокрые, возвращаемся в базовый лагерь. Джиперы остаются продолжать собирать «точки», финиш для них обозначен в семь вечера. Убитая грунтовая дорога после тайги кажется взлетной полосой. По асфальту и вовсе никакого драйва. Въехав в город, начинаешь скучать по тайге и завидовать джиперам, у которых еще есть в запасе несколько часов лесного бездорожья.
Ирина РОДНАЯ