Его называли Горцем и Петром Первым, просто Героем. И, конечно, нашим Снежным барсом. Он был в когорте самых известных альпинистов края и страны. Его имя прославило Железногорск на весь мир. Победитель многих чемпионатов, покоритель Эвереста и первопроходец последнего восьмитысячника планеты. А еще он помогал спасать людей после землетрясения в Спитаке, рискуя своей жизнью. 13 августа исполнится 10 лет, как в Пакистане погиб при восхождении на вершину К2 (Чогори) Почетный гражданин Железногорска Петр Кузнецов.
Досье
Петр КУЗНЕЦОВ - двукратный чемпион СССР и чемпион России по альпинизму. Четырежды удостаивался звания «Снежный барс», которое присваивается Федерацией альпинизма и скалолазания России за покорение десяти знаменитых мировых вершин. Член Географического общества России, входил в состав сборной края и страны по альпинизму. На его счету - 6 гималайских экспедиций, три покоренных восьмитысячника. Кузнецов - единственный человек на планете, дважды поднимавшийся по новым маршрутам на Эверест. В 2001 году за восхождение на прежде никем не покоренный восьмитысячник - гималайскую вершину Лхоцзе Средняя (8414 м) - был награжден медалью Федерации альпинизма «Золотой Эдельвейс», а на Аллее звезд в Железногорске зажглась звезда Петра Кузнецова. В 2002 году он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. За экспедицию в Антарктиду (2003) награжден памятной медалью. Почетный гражданин ЗАТО Железногорск (2004).
Родился Петр 19 мая 1958 года в небольшом алтайском селе Пролетарка. Он полюбил горы с самого детства, не представлял, как можно жить «в горизонтали». Но чтобы достичь своей мечты, младший в семье приложил невероятные усилия. Сначала начал самостоятельно заниматься спортом, вместе со старшей сестрой Ниной облазил все окрестные вершины и пещеры. Серьезно скалолазанием занялся в Красноярске-26, куда перебрался в 1976 году.
В 90-е на Столбах сложилась компания друзей-альпинистов - ездили на сборы, покоряли вершины. Кому первому пришла в голову мысль взойти на Эверест, до сих пор не помнят. Собрали спонсоров, нашли поддержку у краевых властей и приступили к тренировкам. А через полтора года приземлились у подножия «крыши мира». Поднялись не все, но 20 мая 1996 года впервые в истории альпинизма красноярская команда, в составе которой был и Петр Кузнецов, достигла самой высокой точки планеты по северо-восточной стене, со стороны Тибета. Этот сложнейший маршрут до сих пор никем не повторен.
О спортивных достижениях Кузнецова написано много и подробно. Журналисты его обожали, с удовольствием приглашали и в газеты, и на телевидение: очень интересный и открытый человек, всегда есть что рассказать - образно и увлекательно, каждая история сопровождалась ворохом потрясающих снимков.
Значительно меньше читатели знали «Снежного барса» в домашней обстановке. И здесь он не разочаровывал, оставался открытым и доброжелательным. «Секреты» выдавала его жена Алена. О том, как познакомились на Столбах, как Петр из больницы, в которой она оказалась, перевез Алену к себе домой, где она осталась уже навсегда, и почему не побоялась выходить замуж за одержимого горами человека, как через несколько лет появился сын Алешка, жена альпиниста рассказала в редком домашнем интервью «ГиГ» в 2003 году.
Из того же интервью стало известно, что прославленный человек - хороший отец, заботливый муж, настоящий глава семьи. В еде неприхотлив. Когда долго никуда не выбирался, мог часами петь под гитару своим домашним или смотреть записи экспедиций. Даже свое 46-летие Петр Кузнецов встретил на северной стене Эвереста. «Это мой образ жизни. Кого-то устраивает ковыряние в саду, тихая радость общения с соседями. Мне этого мало. Во всяком случае, время от времени у меня наступает непреодолимая потребность в острых ощущениях, которые дает красивый горный маршрут. Казалось бы, за 27 лет можно было привыкнуть. Но я не перестаю получать удовольствие от вида сказочных пейзажей», - признавался альпинист. Строгий на работе, абсолютно отстраненный в период подготовки очередной экспедиции, Петр не переставал жену удивлять. «Он раньше шил, - говорила она. - И палатки, и детям комбинезончики. Одевал своих детей. Сейчас известная петербургская фирма «Баск» шьет по его выкройке пуховые рукавицы для альпинистов. Теперь не шьет, зато стал заниматься фотографией, интересуется аппаратурой, оптикой. И когда в нашем музее предложили сделать выставку, - сделал!»
Первая состоялась в 2001 году в МВЦ. Грандиозная Лхоцзе Средняя предстала на полусотне фотографий во всем своем ослепительно-белом блеске и жутковатой красоте. И всюду зритель ощущал живое дыхание человека, даже там, где его фактически нет. Все это видели лишь 12 человек в мире и объектив Кузнецова, позволивший и другим прикоснуться к великому.
«Я себя фотографом не считаю, но практически все этапы свои отслеживал фотоаппаратом. «Смена» была, потом «Киев» купил... Снимал то, что мне было интересно. Думаю, будет интересно и людям».
В 2001-м Петр Валентинович стал человеком года по опросу читателей «ГиГ». В том же году, в декабре, с подачи «ГиГ» у Петра Кузнецова состоялся кинодебют: он помогал знаменитым «ментам» снимать высотные сцены нового фильма из «Улиц разбитых фонарей». Снимали на Столбах два дня.
* * *
«Он никогда ничего не рассказывал о событиях в горах, - призналась Алена много позже, в 2013 году, когда в МВЦ подготовили программу «Чтобы помнили» памяти Петра Валентиновича. - Я только потом на Столбах от ребят узнавала, как было страшно на Пике Коммунизма, как он спасал людей на Эвересте... А на мои мольбы подумать о нас он отвечал: «Никогда не буду в земле лежать, останусь в горах!» И еще одна цитата, уже самого Кузнецова: «Конечно, я против необдуманного риска, против объективно опасных маршрутов, - говорил он после восхождения на Эверест в 2004-м. - Например, я один раз ходил на Аксу, и больше не хочу. Мне не нравится, когда тебя может уничтожить один из многочисленных валунов, летящих с неба без расписания, и я на это никак не могу повлиять. Немного настораживает мысль о К2, имеющей репутацию горы-убийцы. Что касается Эвереста - это дом родной».
Тогда и думать никто не хотел, что эти слова окажутся пророческими. Но каждый, кто отваживается подняться в горы, знает, на что идет. Статистика страшная: на пятерых альпинистов, взошедших на Эверест, приходится один погибший. На Чогори (К2) коэффициент смертности составляет 25 процентов. Вмерзшие в снег и лед тела лежат там десятки лет, а гора собирает новую дань. Погибших не забирают, для этого не остается физических сил. На последних десятках метров до вершины есть одна задача - остаться живым самому.
Однако в среде альпинистов пройти К2 - как будто выиграть Олимпийские игры. И желающих меньше не становится. Петр Кузнецов намеревался установить на Чогори флаг Железногорска.
13 августа 2006 года группа была на высоте 8350 метров - до вершины рукой подать, осталось каких-то 150 метров, как вдруг сверху оторвалась снежная доска, огромный ледяной нарост, и - прямо на людей, унося за собой четырех альпинистов. Тогда тела Петра Кузнецова, Юрия Утешева, Аркадия Кувакина и Александра Фойгта не были найдены, и позже альпинистов признали погибшими.
«В ту поездку у меня никакого предчувствия не было, - вспоминала Алена Кузнецова. - Раньше ходила в церковь, ставила свечки, молилась, а потом бдительность потеряла, привыкла, что всегда возвращается... Вечером, 15 августа, я ехала с работы домой из Красноярска. Позвонил врач экспедиции и только прокричал, что с Петром беда. Я похолодела, затряслись руки, как доехала, не помню. Дети уже все знали, даже подойти ко мне боялись. На лицах страх. Дома тихо-тихо так. А перед глазами десять лет как один миг».
Потом Алена совершила невообразимое - поехала в Пакистан, посмотреть на эту гору. Деньги на дорогу помогли собрать друзья-альпинисты. Они же вызвались сопроводить Алену. «Мне казалось - иначе не выживу, Петя должен дать мне какое-то благословение, чтобы дальше идти могла. И чем выше я поднималась, тем легче становилось. Горы меняют: когда я вернулась домой, все проблемы вдруг показались мелочью», - рассказывала вдова Кузнецова.
У подножия Чогори в 2007 году был установлен памятный знак погибшим российским альпинистам.
…Спустя четыре года после гибели Петра Кузнецова, в 2010 году, на склоне горы-убийцы под снегом казахстанские альпинисты нашли в горах его личные вещи: куртку, рюкзак и разбитый фотоаппарат. Но флеш-карта была в сохранности. На ней в большинстве удивительные снимки рассвета в горах…
Елена НАУМОВА