Гонять на бешеной скорости по самым невероятным местам, экзотическим трассам, заброшенным зданиям, влетать в окна, вылетать в двери, маневрировать между препятствиями, стараясь не обломать винты, выделывать головокружительные трюки - столько возможностей получить заветный адреналин открывают для людей гонки на квадрокоптерах. Но самое главное - все эти рискованные выходки ничем не угрожают жизни или здоровью пилота. Новый вид спорта набирает в мире популярность. Железногорск тоже не отстает - в КРИТБИ с начала учебного года заработала секция для школьников.
Глазами квадрокоптера
Пока секция по гонкам на квадрокоптерах работает в пилотном режиме - и сами дети, и их взрослые наставники еще только постигают азы нового увлечения. Опыт, который сейчас нарабатывают первопроходцы, пригодится им уже в начале 2017-го, когда в школе 93 откроется Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Он как раз будет специализироваться на проектировании, сборке беспилотных летательных аппаратов и обучении детей пилотированию. Не обойдется и без сопутствующих технологий: 3D-моделирование, 3D-печать, прототипирование и т.д.
Гонки на квадрокоптерах - не просто увлечение. С недавнего времени это официальный вид спорта. В мире даже создана Лига гоночных дронов. Весной в Дубае прошел чемпионат мира World drone PRIX 2016 с призовым фондом в миллион долларов. И русские, кстати, заняли там третье место!
- Последние достижения в области технологий позволили создать миниатюрный полетный контроллер для управления 4 винтами, - отметил преподаватель секции Павел Иванов. - До последнего времени это была достаточно сложная задача, и как только появилось дешевое решение проблемы, беспилотники сразу же нашли свое применение в хобби. А из хобби уже вырос профессиональный спорт.
Управление гоночным дроном радикально отличается от того, к чему все привыкли на любительском уровне. Пилоты не следят за аппаратом с земли, а участвуют в гонке от первого лица. На борту устанавливается миниатюрная камера, изображение с нее передается на специальные очки виртуальной реальности. То есть пилот буквально смотрит на трассу глазами квадрокоптера.
Крен, тангаж и курс
В спорте летающих дронов выделяют две дисциплины. Первая - непосредственно гонки, когда нужно пройти определенную дистанцию, преодолеть заданное число препятствий и показать лучшее время. А есть фристайл, когда судьи оценивают снятое во время полета видео. Имеет значение красота местности и сложные маневры, которые заставляют головы зрителей кружиться. Железногорцы тоже побывали на настоящих соревнованиях - правда, пока только в Красноярске. На острове Татышев дети и взрослые со всего края состязались на специально оборудованной трассе с препятствиями.
- Управлять дроном от первого лица не так просто, как может показаться человеку, далекому от пилотирования летательных аппаратов, - уверяет Павел Иванов. - Это не напоминает компьютерные гонки. Технология управления здесь, как на самолете, отличается только физика полета. Но принципы пилотирования те же: крен, тангаж, курс и так далее.
Во время обучения полетам школьники, как настоящие пилоты, должны обязательно отработать километрочасы на компьютерном симуляторе. Научишься не падать в виртуальной реальности - добро пожаловать в реальный мир. Но досадных падений не избежать даже опытным пилотам. Страдают в основном винты - они специально задуманы хрупкими, чтобы не повредить двигатели.
То, что квадрокоптер разгоняется быстрее 100 километров в час, чистая правда. Но на такой скорости пилотирование становится слишком сложным для новичка. А если учесть, что весит аппарат не меньше полкило, лучше не стоять в этот момент у него на пути! Но, слава богу, существуют определенные правила «этикета»: аппарат нельзя запускать и разгонять вне специальной летательной зоны или хотя бы безлюдного, а в идеале необитаемого места.
Адреналин зашкаливает
Но полетами дело не ограничивается. Кто-то должен собирать обломки в поле, обслуживать механику, снимать с аппарата телеметрию и вносить корректировки в программу управления. Поэтому в одной команде на соревнованиях работают до 5 человек. Чтобы квадрокоптеры не покалечили друг друга в давке, заезды проводят парами. Другие участники могут настроить свои очки на волну соперников и наблюдать за гонкой прямо с камеры квадрокоптера. Для зрителей картинка обычно выводится на большой экран. Устраивают даже показательные полеты настоящих мастеров пилотирования - тогда за действом наблюдают одновременно сотни глаз.
- Летать от первого лица непривычно, - говорит юный железногорский гонщик Герман Цебин. - Нас по неопытности вестибулярный аппарат подводил! Пока мы наблюдали за чужим полетом, пару раз бились головами об стол, если квадрокоптер начинал пикировать вниз. Настолько реально все воспринимается!
Многие благодаря гоночным дронам находят безопасную альтернативу рискованным видам спорта. Один известный альпинист после травмы потерял возможность карабкаться по скалам, но не отчаялся. Теперь он не менее известный фристайлер - снимает с квадрокоптера головокружительные видео на заброшенных промышленных объектах. Картинка, которую он видит в шлеме, управляя полетом дрона, восполняет ему нехватку адреналина, а ощущение полета помогает справиться с вынужденным отказом от любимого занятия.
***
Сейчас в железногорской секции гонок на квадрокоптерах только пара летательных аппаратов. В перспективе закупят еще 5-6 винтокрылых машин для тренировок и два-три коптера помощнее для выступлений на соревнованиях.
Потенциал у нового для Железногорска вида спорта, считает тренер Павел Иванов, очень большой. Во-первых, сборка, настройка, программирование, пилотирование летательного аппарата - занятие невероятно увлекательное и будет интересно всем любителям технического творчества. Во-вторых, с развитием техники цены на подобного рода увлечения становятся все демократичнее, а квадрокоптеры - доступными широким массам, а не только состоятельным людям. Но главное - управление аппаратом от первого лица позволяет получать незабываемые ощущения настоящего полета, в то время как ногами вы твердо стоите на земле.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА